Биомассовое восхождение на Фудзияму. Япония. август 2009
Дата 13 Март 2010

Фудзияма (3776м) в Японии – священная гора, восхождения на которую были открыты чуть более ста лет тому назад.  Это спящий вулкан совершенной формы. Он красив всегда – под снежной шапкой, на рассвете и на закате, в окружении грозных туч и в мягкой вате тумана. На сегодняшний день этот вулкан спит. Его последнее извержение покрыло Токио 15ти сантиметровым слоем пепла.  Стихи, гравюры, картины, фотографии, наклейки на холодильник, конфеты, веера, кимоно  — сегодня это тоже Фуджи-сан.

Каждый добропорядочный японец  должен совершить свой хадж — восхождение на Фудзияму. Массово восходят только 2 месяца в году – в июле и в августе. Мы даже представить себе не могли, как это будет…

Для начала, в наш план вмешался  какой-то очередной номерной тайфун, который уничтожил побережье Китая, нашкодил на Тайване и слегка зацепил Японию. За два дня на Токио и окрестности вылилось воды чуть больше, чем за полгода. Еще нам повезло с землетрясением – два дня нашу гостиницу-небоскреб качало и трусило, холодильник прыгал по полу, Саша ночью больно ударился головой об стену, но, следуя рекомендациям нашего гида, мы надменно улыбались и под стол не лезли.  В дверные проемы, дабы не смешить японцев, не прятались.

Фудзияму закрыли на три дня. Японцы с горя массово кончали жизнь самоубийством. У нас тоже много чего изменилось. Когда мы узнали наш новый план путешествия по Японии, то влились в поток готовящихся к сеппуку.

Итак, с четырех утра мы двигались в сторону Токио, дабы начать наше путешествие на Фудзияму.

Нас было шестеро – трое взрослых и трое полуподростков.

В автобус загрузили порядка 40 человек. Нам и еще двум иностранцам отвели почетные места в районе двигателя и заднего колесе. Наши спящие  лица не должны были мелькать слишком часто.

При подъезде к пятой станции мы стали предчувствовать неладное.  Количество автобусов было велико. Очень велико! Страшно велико! !! Их было, может быть 50, может быть 150. Никто не знает. Площадь перед пятой станцией напоминала разрытый муравейник. Прямо на площади, возле кустов, на ступенях кафетериев спали гордые восходители и покорители Фудзиямы, в леса стройными рядами уходили  на покорение полностью экипированные подразделения абсолютно счастливых японцев, уставшие, но тоже абсолютно счастливые японцы ровными рядами загружались в подъезжающие автобусы, оставшиеся метались по магазинам,  что-то скупая и беспрерывно жуя. Чистота при этом была как в операционной. Мусорники  отсутствовали. Каждый носил свой пакетик , битком забитый объедками. Японцев с детства приучают мусор никуда, кроме как дома в мусорник, не бросать. Над площадью громыхали объявления о высадке-посадке отдельных групп.

Вот ТУДА нас  и выбросили.

В нашем распоряжении было чуть более часа. Мы отправили письма с изображением Фуджи-сан друзьям и близким, накупили воды, попили чаю. То, как будет проходить восхождение, мы узнали буквально на площади. И  крайне удивились. Мы совершенно не ожидали практически беспрерывного подъема с 2300 до 3776, а потом сразу же столь же беспрерывного спуска. Нам было сказано, что автобус доставит нас к приюту, а в 4 утра мы пойдем к вершине. Оказалось с точность наоборот.

Появился гид. Настоящий маленький и очень исполнительный японец.  Японцы все исполнительные.

Гид долго что-то говорил, объяснял.  Здесь, в Японии вообще принято всем все очень  тщательно объяснять.  Неусвоенный материал может привести к коллапсу всего общества и поражению жизненно важных процессов в стране.  Правое полушарие у японцев в детстве отключают и поэтому логически думать они просто не умеют. Вот и приходится более высокоорганизованным  пояснять и разъяснять все происходящее в мире менее организованному большинству.   Наши японцы часто кивали, хлопали, что-то хором кричали. Помощница гида перевела, что скоро выступим в поход.

Потом японцы сделали разминку. Причем делали ее абсолютно все! Кроме нас, разумеется…

И вот мы пошли. На часах было 11 утра. Нас разбили по парам, сделали перекличку (и этих шестеро…)

В Японии, если что-то делают все вместе, а они всегда все делают все вместе, по другому они просто не умеют, то подстраиваются под слабенького.  В нашей группе были немолодые люди. Хорошо хоть, не инвалиды, Господи, прости!…

Наша гусеница из японской биомассы ползла медленно вверх. Мы дышали в спину таким же гусеницам. Навстречу шли уже покорившие гору . Все вместе, только вместе. Часто делали привалы. Два-три небольших траверса и приют с туалетами и кафешками.

Давненько не приходилось нам покупать бананы по два доллара за штуку и воду по пять долларов за пол-литра! Туалет – доллар. А мы ведь идем в гору и все время пьем воду!  И всем все время нужно в туалет. Представить себе  японца что-то делающего на склоне горы равносильно зрелищу королевы Елизаветы в аналогичной позе на Елисейских полях. Это — невозможно.

Река людей была бесконечной! Нам стало казаться, что вся Япония именно в этот день решила покорить гору! На самом деле мы были недалеки от истины – страшное совпадение выходных, окончания чтимых в Японии Родительских Дней (что-то типа каникул для всей страны на 2 недели) и вообще августа, как почти единственно возможного времени для восхождения.

Любые попытки обгона группы пресекались самым категоричным образом. Маленький гид начинал выходить из себя! Все в линию – кричал он. К горе, прижаться к горе! И горе тем, т.е. нам, кто его не слушал!

Еще перед стартом мы купили специальные деревянные посохи. Если идти вверх и дойти до вершины, можно поставить на них около 15 различных клейм. Все клейма разные. Очень необычно и красиво. Правда, за каждое клеймо нужно заплатить около 2х долларов. Но зато, какой раритет Вы приобретаете!

Когда мы останавливались для нанесения очередного клейма, то потом просто не могли влиться в поток японцев! Они патологически боялись впустить нас в свой строй. Задние, совершенно инстинктивно начинали налегать на передних, в глазах появлялось туповато-паническое выражение. Стоило нам втиснуть хоть кого-либо из наших, как трудолюбивые муравьи Востока находили путь обгона и вклинивания, с последующим выдавливанием нас из строя. Чужестранцев  в поток просто не пускали! Иногда, когда нам удавалось разорвать порочную цепочку, сзади слышны были истерические вскрики.  Кто-то готовился к прорыву и потом тупо, совершенно без эмоций прокладывал себе путь  вперед к сородичам через нас. Причем этим кем-то могли быть мужчины, женщины и дети. Все!

Устав от бесконечных остановок, «пробок», заторов на узкой каменистой тропе, мы, наконец-то поднялись к нашему приюту на 2900.

Муравейник погудел, поел и улегся на нарах. Мест на нарной полочке было ровно в два раза больше, чем в любом европейском приюте. Все  рассчитано на японцев, а не на жирненьких упитанных украинцев.  Наши сразу уснули. Мне не спалось. Я попила чайку, какао, насладилась зрелищем умирающих японцев – они сидели на улице возле приюта и дышали из баллончиков с кислородом.

В  11 вечера мы опять стали в длинную очередь желающих взойти на Фуджи-сан. Мы медленно текли вверх. Дети подмерзали. Иногда  нам на встречу попадались бледные тени сраженных горняшкой японцев.  Многие лежали прямо на дороге и спали.  Мы впали в ритм дзен и мерно шли вверх. Гора больше всего напоминала огромную елку с гирляндой. Тысячами мигали и ползли вверх налобные фонари, между нами мелькали красные и синие опознавательные знаки гидов. Картина завораживала.

Наконец, совершенно внезапно появился край кратера. На склоне , как на стадионе плотно сидели японцы. Ожидался восход солнца. Нас охватило чувство настоящего счастья – мы дошли, все вместе, в толпе этих совершенно ненормальных запрограммированных японцев! Мы тоже сели на склон. Было холодно. На небе появилась тонкая золотистая полоска. Она ширилась и росла, наливалась красным и желтым. И вот появился край солнца. По рядам японцев пронесся стон. Еще пару минут – и солнце засияло всеми лучами. По рядам пронеслось тихое и нестройное БОНСАЙ… И это все было просто здорово!  Действительно здорово!

Как флеш-моб…

Мы не поставили штампик на наш натруженный посох на вершине – японцы умирали сотнями  возле кудесника с печатью. Нам не удалось сходить в туалет – очередь  в это заведение тремя плотными кольцами обвивалась вокруг кратера и терялась в утренних сумерках. Увы, мы не смогли обойти вокруг кратера, т.к. маленький злобный японец уже начал показывать нашим зачарованным японцам,  как сгибать ноги на спуске.  Мы с благоговением  и тихим ужасом взирали на эту картину.

А потом мы пошли вниз. Нам удивительно везло – облаков почти не было, вдали сверкал Токио, горы были прикрыты нежным утренним туманом.

Наш коллектив  во главе с гидом полз вниз. Мне стало совершенно очевидно, что у меня сейчас наступят большие неприятности. Таким темпом до туалета можно было не дойти… Популярно жестами я объяснила сэнсэю, что готова сесть прямо на тропе. Он выпучил глаза. Пока его глаза принимали прежнюю форму, я смогла убежать вниз. Это была реальная победа!  Остальным повезло меньше. Убегающий Дима был выловлен за рюкзак и сильной рукой вставлен в строй, Ксюша получила что-то типа ловкой подножки и тоже была отправлена в ванн лаин, с мужиками он просто поговорил по японски.  А мне ничего… Я добежала до 9ой станции, простояла в очереди 10 минут, прождала наших еще 15 минут.  Их лица при встрече мне просто понравились!

До 5ой станции мы шли еще 2 часа. За это время, от 2х бессонных ночей, восхождения и спуска мы совершенно одурели. Болели ноги. Пекло солнце. Биомасса текла вниз. Когда мы пришли на площадь и увидели ларек с мороженым, то вдруг как-то совершенно внезапно поняли, что сделали это! И это было здорово! И мы были абсолютно счастливы вместе со всем японским народом!