Траверс под Мармаросским хребтом. Украина. июнь — 2016
Дата 6 Июнь 2016

 

Пип Иван Мармарошский
Опять пришло лето. Нужно идти на Пип Иван Мармарошский, искать поля с Червоной рутой или нашим эндемичным низкорослым высокогорным рододендроном.

В поезде просто невыносимо — окно законопачено, ибо это аварийный выход. Авария уже давно случилась, в вагоне +32 и все потеют и воняют, горячей воды в тене нет, мыла в туалете нет, проводник, как удав. В остальных купе люди сами добровольно закрыли окна. Вот так добровольно строем они и в концлагеря шли….

Поезд до Рахова плетется 18 часов!!!!! Это какая то транспортная катастрофа….

За окном появились ядовито зелёный горы. Заклубились низкие облака. Rain forest.  Мы в тропиках.

Перед отъездом всю сумку с продуктами я забыла в холодильнике. Моё настроение ниже плинтуса. Я хочу мяса.

В Рахове мы съели горячий борщик с салатом. Мало, но даёт стартовое ускорение.

Погода облачная с пояснениями. Срывается дождь.
Получив все пропуска и печати, стартуем в гору.

В этом году мы решили идти не по дороге, а сразу уйти вправо, на хребет .
Стоит паркая жара. По спине течёт, по животу течёт, по лицу течёт. Дорога через километр уходит круто в гору. И пошёл набор по высоте. С деревьев капает, потом начинается дождь.

Я всю непромокаемую одежду сняла. Она бесполезна. При такой влажности я буду мокрая и снаружи и изнутри. Все сопят и пыхтят. Дорога для автомобилей в Карпатах всегда одинаковая — это должен быть волшебный вездеход или автомобиль контрабандистов. Последних, во главе с погранцами, мы встретили к вечеру неоднократно. Они неслись вверх, к границе с Румынией. Предполагаю, что везли сигареты. Так нам объяснили местные водители.

Из леса через пару часов мы выгребли. Набрали километр по высоте. И сразу пошли красоты- рваные облака, синие хребты,  зелёные склоны, россыпи цветов и журчание бесконечных ручьев. Где то запела птица, потом вторая. В небе пролетел беркут. Их здесь всего два — он и она. Живут в Евросоюзе, в Румынии, сюда залетают за дичью.

Вот и хребет. Теперь траверс и поиск места ночёвки.

Мы стали на полонине Квасный.  Между двумя источниками. Перед нами совершенно сумасшедшие горы и низкие облака.  Все устали, поэтому установка тента прошла в грозных технических спорах. Каждый принёс по елке, предназначенной для центральной опоры. Увы…до глубокой ночи никто не мог решить, чья же ёлка лучше.

Мы быстро залили кипятком свою лазанью с сыром и мясом. В чай я добавила имбирь, тк лимонов оказалось мало.

Облака неслись. Короткая смс погранцам и вот мы в спальнике. Холодно и сыро. Но вид прекрасный. Пора спать.13 кми +1200 по высоте. Недурно….

Пип Иван Мармаросский. Траверс без тропы.

День второй

Утром, взглянув на хребет за спиной, попили чай, съели кашку и потопали. Рододендроны есть. Их больше, чем в прошлом году, но основная масса ещё в бутонах. Опять рано….

Вот и последний подъём. И тут — пауза.
Я хочу подойти к фотографической тропе и подняться по ребру. Это буквально300 метров вперёд. И вверх потом.

Подходим.
Перед нами открывается необъятный ледниковый цирк в обрамлении острых скалистых вершин хребта Мармаросского. И снег, длинными языками сбегающий вниз. И цветы. И мы одни в этой почти альпийской красоте….

И тут приходит мысль — а не пойти ли траверсом по фотографической тропе? Тем более, что она есть у меня в картах.

И мы ступаем в первый цирк. Резво топаем под скалами. Вот и снег. Идти нужно аккуратно, крепко вбивая ровную ступню в снег. Уклончик тут серьёзный, полоса снега длинная, а внизу камни. Неловкое движение может закончится большими неприятностями. Лететь вниз далеко.
Над нами синее небо, погода удивительная. Прогноз все соврал, как всегда.

Иду, торю тихонько путь. Последним идёт Иван и вещает, что в случае падения нужно перевернуться на живот и вгрызться всеми частями тела в снег. Хорошо бы ледоробум заякориться.

Оборачиваюсь сделать фото и вижу, как Саша поскальзывается, падает и несётся вниз. На животе. Все замерли. Советы посыпались быстрее мыслей. Тормози!


Ага…
20 метров. Это много или мало?
Таков был тормозной путь носков ботинок Lowe Александра.

 


И вот он распластался на склоне, впившись в него даже зубами.  Теперь чуть в сторону на травку.
И , выдыхая адреналин, вверх на тропу.
Но природу не обманешь — при виде снежной тропы Сашу заклинивает. Он категорически отказывается идти снова.

Что ж. Александр Второй мужественно возвращается назад, забирает рюкзак друга и тихонько пихает Александра первого вперёд. Тот упирается, как мул. Второй пихает активнее. Процессия траурно и печально движется к нам.

Ура! Пьем чай! Первый ледник позади. Цирк становится ещё более заманчивым и авантюрным.

Теперь по шафрановым крокусам. Они торчат из желтой, прошлогодней, прилизанной сошедшим снегом, травы. Такие нежные и яркие в этом суровом каменном мешке.

Переходим отрог и что это?
Ещё одна ледниковая долина — больше, круче, с самим Пип Иваном и огромными ледяными полями. Следующий отрог даже имеет имя — Чёрный Грунь.

Саша замирает и трясет головой — нет, нет, нет. Он на снег больше никогда и ни ногой.

Ладно . Мы не идём по кругу, а бодро скатываемся по склону вниз. Тут есть немного снега, но он лежит на горизонтали.

Все журчит, цветет. Километры проходятся медленно.

Доходим до конца отрога Чёрный Грунь. Поворачиваем  вправо и , перед нами следующий цирк! Этот ещё больше, но уже неровной формы, с взгорками, скалами и буграми по всей площади.
Тропка вьется, как пульс мертвого. Нужно все время контролировать её по GPS.  Иначе можно быстро найти тупик. Пару пролазов по ольшанику и перед нами открывается чудо из чудес — чистое и прозрачное, овальное озеро. Вокруг него розовые азалии. Сверху скалы и леднички. Тут поразительно красиво! Абсолютно не карпатский вид. Альпийский. Несколько минут мучений — ночевать тут  или нет.

И все же, нужно идти дальше.
Следующие 500-800 метров по ольшанику превратили наш поход в настоящий кошмар. Длинные ветви мягко спускаются на склон, образуя практически непроходимый горизонтальный лес. Каждый борется самостоятельно. Почва рыхлая, скользкая, уходит из под ног. Хватаюсь за ветви, перелажу, пытаюсь пролезть между ними. Рюкзак цепляется, в какой то момент зонт заостряет и я повисаю. Обливаясь потом, выдергиваю зонт из кармана и начинаю орудовать им , как вторым альпенштоком. Склон с таким уклоном, что любое движение может сбросить меня на нижние стволы ольшаника. Впереди просвет и камни. Залажу и понимаю, что дальше пути просто нет. Никакого. Нужно спускаться ниже метров на 20. Это практически невозможно. Где то на рюкзаке, в грязи , цепляясь руками за ветви, как за страховку, скольжу по стволам вниз. Если сейчас отпущу руки, скачусь кубарем метров на 10 вниз. Неохота. Наконец, когда начало приходить отчаяние, появилась полоска земли без ольшаника! Невероятное счастье! В течение 10 минут с разных сторон сползлись остальные участники похода.

Идём дальше. Саша думает только о леднике. Вот и он. Длиннющий. С самой вершины хребта. Тропа пересекает его в узком месте, но метров на 20 ниже он ещё уже.

Иван идёт по тропе. Мы спускаемся к узкому месту. Переходим и тут я понимаю, что нужно доползти до тропы. Доползти, это не образное выражение в данном случае.
Цепляясь ногами, двумя руками, коленями и локтями я подтягиваюсь в горизонтальных ветвях ольшаника. Как я его ненавижу!!! Последние метры к Ивану я буквально пользу на четвереньках и падаю на тропу.
Впереди мелькнул белый зад оленя.

Ещё 1,5 кми мы выйдем на основной пограничный хребет.
Эти1500 метров не были простыми. Последний этап этого траверса заключался в вертикальном спуске вниз и квесте между стлаником.

На пограничную грунтовку мы упали.  И съели все мясные и сырные запасы.

Из сил мы, конечно, выбились.
Теперь по хребту.
Ничего интересного. Деревья, дорога, пограничные столбы, лужи. Мы одни.
План пойти на полонину Томнатик к колыбе, найти родник и там заночевать. Межипотоки место неинтересное, а до Неняски нам уже не дойти в нормальном состоянии.

Полонина Томнатик превзошла все самые робкие ожидания. Эдакий изумрудный луг, усыпанный фиалками. В обрамлении леса. Слева весь Мармаросский хребет. Впереди Петрос и горы. Родник в лесу. Хлещет ледяная вода.

Упиваясь красотой, едим и разбиваем лагерь. Ещё через два часа буквально рядом грохочет гром и на нас несётся гроза. В полной панике зачехляем палатки и мчимся в крохотную, но деревянную овчарню. Все железо остаётся в палатках.
Овчарня недостроена. Это небольшой загон с тремя досками вместо крыши и подстилкой из хвои.  Мгновенно лепим сверху тент. Дождь уже хлещет, как из ведра. Это что… А вот молнии, ужасные, кривые , лупят по склонам гор. Они горизонтальные, вертикальные и даже одна была в форме крючка. Мы сидим, как четыре курицы на насесте- нахохлившиеся и настороженные. Считаем километры. Я боюсь грозу. Теперь я с грустью думаю, что при таком ливне наша старенькая палатка намокнет. А в ней фотоаппарат, телефон и тёплый спальник…

Через час наступает полная тишина.

Трава и фиалки намокли. Идём к палатке. Внутри все сухо!

Через две минуты я сплю.
Ночью небо очищается и появляются звезды.

После грозы, умытые горы впустили во все ущелье дымовую завесу. Над нами сияет солнце, а внизу из облаков торчат чёрные вершины гор. Невероятная благодать с чашкой натурального греческого кофе мелкого помола!

Все. Маршрут сворачиваем.


Теперь900 м вниз,15 км забег и мы в Богдане. Всего за 3,5 часа!

В 5 часов мы уже тихо жались друг к другу в проводницком купе. Поезд на Киев.

 

Прокомментировать