Аббатства Штирии. Австрия. Февраль — 2016
Дата 1 Март 2016

 

Штирия.
У нас получились очень маленькие  выходные в Штирии. Это в Австрии.

Сперва мы попали в Грац. Это небольшой старинный город  с  горой, на вершине которой разместился замок. Внизу вьется тонкая речка.  На гору нужно карабкаться по длинной и крутой лестнице. Панораму города смешно разбавил серый музей современного искусства в форме голотурии. Морской огурец с присосками и пупырышками над городской линией не возвысился, но в глаза бросился.
Дело было к вечеру. И к дождику. Пора подумать о сне.

Ночевать мы отправились в деревню неподалёку. Гоготали гусочки, в воздух повис аромат навоза и леса. Из окна нашего тихого номера видны холмы и поля.  В пансионе мы одни.


Морозным розовым утром я насладилась  звуками деревни, а потом завтраком, приготовленным только для нас троих.
В этих местах находится самый большой и единственный музей под открытым небом всевозможных австрийских деревенских ремесел. Зная, что в моей семье только совы, я честно собиралась утром прогуляться пару км между домиками музея. Но иней покрыл траву и мне почему то не захотелось уходить из теплого номера.

Живописная дорога поползла между холмов к Эдмонту. Поднялись белые скалы. Мелькнули подъемники.

Мы приехали в Аббатство.


Тут я собралась посетить могильный камень Анастасии Киевской, дочери Ярослава Мудрого, сестры Анны, королевы Франции и Елизаветы, королевы Норвегии и Дании.
Сама Анастасия была Венгерской королевой.
Династические браки не уберегли наших предков от исторического забвения.
О захоронении Анастасии ( Эгмунды) в аббатстве Эдмонт , известно мало. Но известно!!!!
Стояла утренняя сонная звенящая тишина. Аббатство, понятное дело, давно музей, архив, все, что угодно, но не аббатство.
Персонал по английски не говорил. Единственная женщина старше 50 была осведомлена  о том, что Эгмунда жила в женском монастыре в Эдмонте в 11 веке и здесь умерла. Дальше она вежливо отослала меня в архив.
В роскошной и самой большой в Европе монастырской библиотеке (70000 томов и почти все отреставрированы),  царили могильный холод и тишина. Сквозь приоткрытую дверь я увидела людей в церковной одежде. Они носились по коридорам и к чему-то явно готовились. Я помахала руками. Вышло бойкое духовное лицо, не говорящее по-английски. Ксю задала ему мои вопросы. Глаза пастора округлились. Он ни о какой Эгмунде  не слышал никогда.
Коротка память у людей. Есть у меня подозрения, что Анастасия, покидая ставшую ей  чужой Венгрию, имела при себе небольшие королевские капиталы. Не могла особа такого ранга осесть в монастыре, не пожертвовав ему приличных денег.  Все забылось.
Что ж. Придётся написать в архив.
На память о поисках я оставила  архиву книги Наталии Крутенко о королевнах Анне и Елизавете.
Чувство удовлетворения меня не посетило.

Теперь  наш путь лежит в альпийский городок Хальштат. Въезд в него через горы. Озеро появляется внезапно. Вокруг остроконечные заснеженные вершины.


Уж не знаю,  как люди гуляют вокруг этого прелестного озёра. К сожалению, тропы вдоль воды не существует. Только автомобильная дорога. Довольно оживленная.
Поэтому мы пошли от стоянки просто в город. Въезд на автомобилях все равно запрещён. Деревянные дома многочисленными ярусами прилепились по склону. Совсем недавно это была деревня, чьи жители ходили высоко в гору и добывали там соль. Потом, по образу и подобию непальских шерпов, несли пуд с солью , придерживая его лямкой на лбу. Представляю, какие это были милые и улыбчивые люди. Настоящие горные троли!


Теперь соляные пещеры и живописная деревня принадлежат туристам и ЮНЕСКО. Порядок здесь установлен раз и навсегда. А ещё можно купить вкусной соли с травами для каких то блюд. Что мы и сделали.  Думаю, о такой цене за 50 грамм не мечтали даже венецианские купцы!


Там , где есть соль, есть и мягкие породы. А в них из какого то мелового или юрского периода сохранились аммониты,,те скелеты разнх членистоногих и ракушек. Они и друзы аметистов с кварцами выставлены почти во всех местных магазинах.  Есть настоящие гиганты.
В городе две церкви. Одна, как и положено, на центральной площади. Стоит спиной к озеру.


Вторая находится на третьем ярусе скалы. Снизу видны рисунки граффити Святого Христофора . Мы пошли узкими лестницами вверх к церкви. На подворье приютилось крохотное кладбище.  При церкви есть уникальное место — костница. Оссуарий. Увы . Она была закрыта на зиму.  В ней лежат более 600 расписанных и подписанных черепов.

 


Все очень просто.
Место это населено давно. А вот занимаемая территория совсем небольшая. Люди умирают. Их хоронят. Они опять умирают. И куда все это девать????
А можно эксгумировать предков, разрисовать их черепа, подписать и разложить по полочкам. Наглядное пособие генеалогического древа. Так даже легче складывать пары и находить детей и внуков. Говорят, ещё совсем недавно, местные жители приходили к своим предкам всей семьёй.
Ну , а художественным оформлением черепов занимался почётный гражданин города.
Мы пошли немного вверх по скале. По склонам зацвели какие то огромные цветы. Водопад стекал тихим ручейком.
Возле воды дома обязательно с небольшим лодочным паркингом. И лужайкой. И никакого общественного доступа к воде. Дорога проходит над домами, а водой можно только любоваться. Пару общественных выходов, конечно есть. И даже причал для катеров, которые ходят на другую сторону. Не более.


В одном из домов была  специальная лесенка для кота — сервитут в окно.

Гулять под проливным дождём не хотелось и мы уехали плавать в горячих термах Бад Ишгля. Вода здесь солёная. Есть Ленивая Река на улице. Её течение носит всех по кругу. А сверху лили холодный февральский дождь.

Утренний Хальштат лучше всего смотрелся из окна ресторана. По озеру плыл туман. На окне сидел кот. Потом он лег и сложил лапы нам на стол. Я его понимаю.  Сама ходила за едой раз 7.

На улице по прежнему шёл дождь.

Мы ехали в Аббатство Мелк.
По дороге ещё заехали в монастырь в Гмундене.
Все закрыто. На озере на острове стоит  древняя церковь. Плавают уточки. Гмунден, в отличие от Хальштата, не был деревней. А был роскошным курортом австрийской аристократии.


Рядом с монастырём и озерной церковью, в здании то ли конгресса, то ли ещё чего, проходил съезд охотников.
Австрийцы, все как один, одетые в национальные костюмы — зелёные пиджаки, штанишки и шапки с перьями. Мелькнули три женщины. Пробежали детишки. Тоже все в национальном. Те, тоже охотники.
А вот в коридорах оказались стенды с трофеями — десятки и сотни оленьих черепов с рогами и бирками ( размер, вес, дата, кто убил). Огромное стадо, с самками и детёнышами.
Ни журналистов, ни прессы в этом месте не было. Впрочем и борцов за права животных я тоже не увидела.
На меня, шедшую с включённой камерой, смотрели откровенно плохо.
Зато в буфете оленеводов- убийц подавали хороший дешёвый кофе и трубочки со взбитыми белками.

А теперь пора было ехать в Мелк.
Здесь аббатство занимало огромный холм в излучине Дуная. Летом от Вены можно добраться на кораблике. Каких то 70 км.
Зимой аббатство работает плохо. Вернее, почти не работает. Фиксированные даты и часы групповых экскурсий.
Я позаботилась о нас заранее и списалась с кассой аббатства. Не скажу, что нас ждали, но билет я купила. Вход стоил целое состояние.
Но, глядя на полностью отреставрированные помещения, с любовью созданные экспозиции, доведенные до совершенства Мраморный зал и Собор, понимаю, деньги идут туда, куда нужно. Тем более, что объект охраняется ЮНЕСКО.

В этом аббатстве много интересного. Впервые экскурсия раздражала меня своим галопирующим темпом. Ровно за час мы оббежали все, что открыто для посещения. Час — это катастрофически мало!!!!
В роскошной библиотеке почти все книги прошли полную реставрацию.


Мраморный зал, который совсем даже и не мраморный, а удачно покрашен и отполирован, имеет много удивительных деталей. Среди них огромная напольная решетка, скрывающая раздвижные окна в кухню. Окна не для вида, а для тепла, поднимающегося из кухни и отапливающего мраморный зал. Заодно, наверное, и аппетит нагуливался быстрее.


Потолок весь расписан. При чем из разных точек композиция на потолке смотрится по разному. Это в первую очередь касается нарисованных архитектурных деталей. Оптический эффект из за кривизны потолка  «заваливает» колонны небесной террасы.
Есть ещё смешные круглые окна, то ли чтобы лучше слышать, то ли, чтобы лучше видеть.


А настоящий мрамор только на наличниках вокруг дверей.

В соборе тоже есть несколько прелестных деталей. Например, многочисленные балконы на втором этаже. Как в при алтарной части, так и над центральным нефом. Они, конечно же, для знати. И орган из 3000 трубок и трубочек.

 


Вообще. Экскурсовод приводила много цифр. Так в аббатстве 365+1000 окон. Легко запомнить.
Ну и ещё три интересные вещи.
Сундук с 14 замками ( собачки по периметру крышки и сложнейший механизм на всю площадь крышки). У этого сундука один центральный замок. И один мастер ключ. Поворот и откроются все 14 замков.

Многоразовый гроб. Простой, деревянный, с рычажком в торце, в ногах. Лёгким движением дно раскрывается и …вуаля! Гроб можно передавать следующему! IKEA, как нежно пропели шведы!

И крест. Какого то невероятного размера с невероятной историей — сам плавал, сам уходил от Папы Римского. Сейчас спрятан в аббатстве так далеко и надёжно, что экскурсовод его даже никогда не видела и где он может быть, даже и не предполагает.

 

Вот и все. Теперь чай, пирожное, Вена, Будапешт и утренний рейс домой.

Выходные закончились

 

Прокомментировать