На мотобайке и пешком по Шанским горам Бирмы (Мьянмы) — декабрь — 2013
Дата 17 Январь 2014

 

Пин У Лве — Кьякме

Pin Oo Lwin — Kyakme

 

Ночь была холодной. А у меня еще и с кашлем и насморком. Пришлось пить антибиотики, потому что скоро горы и мопеды. 

 

Рано утром я заварила кофе и попросила нам сделать салат из листьев чая. Ингредиенты были куплены вчера за 1,5 Уе. Основа всех салатов — жареный орешки, жареные бобовые и ореховый соус. 

 

Там, где находится наш Гестхаус, очень приличный район, с хорошими , дорогими лоджа ми, богатыми домами. Вокруг много цветов. 

 

Основная достопримечательность Пин О Львина это ботанический сад. Плелись мы туда минут сорок. Сад большой и ухоженный. Совершили часовую прогулку и нашли загона какими то страшными свино- зубрами. Такин. Так называется это чудовище с копытами. 

 

Ну а потом поехали в Кьякме. 

 

Дорога , вроде, не очень длинная, но сильно загруженная. Глянули по пути на полудохлый водопад, священные пещеры. У меня самое яркое впечатление — обед местной кухни Шан. При воспоминаниях начинают течь слюнки. 

 

Вот мы и в Кьякме. 

Такого скопления белых не было еще нигде!!! Полный Гестхаус под названием У О И. 

Наш Тура уже здесь. Пожимает плечами — датчане приехали раньше и забрали ваши хорошие номера. Теперь мы живем в клетке. Второй этаж разделен на 20 крохотных конурок 3х3. Даже, если ты чешешь ногу, это слышат все остальные комнаты. Очень отчетливо. Туалет при этом где то далеко на улице. С душ так и вовсе в третьем месте. Завтрак через дорогу. Это единственное место в Кьякме, где могут проживать иностранцы. 

С нами еду две огромные бельгийские кобылы. Мы все едем по два человека на мопеде. При этом Тура все пытался выяснить, как часто мы катаемся на скутерах и какие у нас скутера. Пришлось самозабвенно врать, что ездим мы по селу, тк город у нас огромный и страшный. Тура сочувственно кивал головой. А у Саш глаза стали квадратными от горя. 

 

Теперь нужно все перебрать. Оставить самый минимум, учитывая, что в горах холодно. Что то еще Тура булькнул про спальники. Но я об этом даже думать не хочу….

Удивительно. Но здесь работает интернет! 

 

У меня, похоже, температура и антибиотик пока не помогает. Буду надеяться на лучшее. 

 

Пора идти и знакомится с нашей группой))

 

Так вот. Группа у нас большая. У Туры первый раз такое получилось))). У нас двое чехов, англичанин, португалка и четверо бельгийцев.  Ну и нас четверо. Пока из бельгийцев мы видели только дам. Крупные. Их мужчины лежат больные в номере. 

 

Ну и я была недалека от истины на предмет бирманских поездов. Чехи следовали из Мандалая в Кьякме в спальном вагоне.  Его традиционно качало. В один прекрасный момент, после виадука ( счастливчики), поезд сошел с рельс. Конкретно- из вагон. Им еще повезло, что вагон не перевернулся !

До станции было 10 мин и они туда пошли. Конечно же, никакого другого транспорта им не подали. Через три часа с помощью бревен вагон поставили на место. Чехам не показалось это событие исключительных для местного населения. Из обычных вагонов никто даже не вышел, бревна нашлись подозрительно быстро и все знали, что и как нужно делать. 

 

   Кьякме. Не знаю куда на три дня. 

Год 1375. 

Один из 8 дней недели ( среда пополам).

 

1.  Мы едем в другие дни. 

2. Как выяснилось, у нас на четверых ровно один целый мопед и два довеска сзади. 

3. Мы не знаем куда и как. 

4. Нас довольно много. Вместо четверых, нас двенадцать. 

 

После мучительной тренировки и краткого ознакомления с таиландским технологическим  чудом, группа из 12 + 2 гида , те полных 7 мопедов, покинула  Кьякме. 

 

Мы едем в Шанские горы. Едем сперва по хорошей дороге, потом серпантином вверх по плохой дороге и , наконец, серпантином вверх по отвратительной дороге. Едем с остановками, чай , кофе ( шутка, тут только растворимый). Горы лесистые и крутые. На вершинах видны белые и золотые пагоды. Погода стоит прекрасная. 

 

Обедаем. Теперь пешком. Сперва в непальскую деревню. Тут таких много. В каждой живет человек 30. Браки только между своими. Если люди поженятся с другим племенем, то их изгонят. Занимаются натуральным хозяйством. Только непальцы в Бирме производят молочные продукты.  Еще выращивают горчицу. Ее листья мы и покупаем для вечернего салата. Потом Перемещаемся на вершину склона.  Отсюда открывается чудный вид, в том числе и на деревню нашей ночевки. Красиво сверкают купола пагод. 

 

Короткий, довольно крутой спуск , опять на мопеде,  к отдельно стоящей горе, на вершине которой прилепилась деревня племени Поланг. 

 

Въезжаем уже в предзакатной дымке, мимо чайных кустов и зарослей  нежно- голубых цветов. 

 

Деревня смешная. Куча домов, как всегда построенных частично из дерева, частично из плетеных панелей. Поразительно выглядят крыши. Они шиферные и их много- основная и довесочки. А к храмам ведут целые галереи из шиферных или деревянных  крышечек. 

 

В типичном доме мы и ночуем. 

 

Первый этаж пустой. Под сваями какие то складские помещения. Люди живут на втором этаже. Так получается, что в доме всегда три поколения. При этом младшее уже с трех лет носится с веником, с кастрюлями, что то лепит, чистит, драит. С самого утра и еще будучи даже в пижаме!! Подстрижены все девочки и мальчики очень очень аккуратно. Среднее поколение тоже  пашет от рассвета до заката. А вот старички уже сидят, болтают, чай пьют, по возможности играют с детишками. 

 

Второй этаж большой. Ближе к окну глиняная квадратная площадка. На ней сложен костер и на треноге что то готовится. Дым и чад в комнате ужасающие!  Глаза просто выедает!

 

Из мебели только чахлый шкаф, пару полок. На полу циновки и мешки из под риса внутри с прокладкой для утепления. Потому что на таких мешках хорошо сидеть!!

Есть еще пару отгороженных комнат с высокими кроватями. 

 

Туалет где то далеко через костоломный проход на улице. Там же и кран с водой. Холодной. 

 

Побросав вещи , устремляемся к монастырю. В принципе, пока мы в тупом неведении, что в этом, отнюдь не крохотном селе, множество монастырей и ступ!

 

Бежим. Очень красиво. Спокойно. Никого нет. 

 

Теперь назад к дому. 

 

Там по прежнему чад. Помогаю чистить чеснок для приправы. Ужин готовится еще  2,5 часа.

Глаза у меня слезятся, в горле ужасно саднит, я уже хочу спать. 

 

Наконец то ужин. Рис и тарелки с разными добавками. Листья горчицы отварены с помидором. Бирманская деревенская пища  лично у меня восторгов не вызывает. 

 

 Мусорник интересный — нужно поднять половицу в полу, а там кастрюля! С мусором! Нужно только знать, где находится заветная половица)

 

Нам постелили маты на полу и выдали груду старых одеял. Ужасно страдая от тяжелого запаха, легли спать. Конечно, мне не спалось, а кашлялось всю ночь напролет! 

Утром я встала с совершенно больной головой. 

 

Тк Тура гид не совсем профессиональный, а проводник абсолютно знающий, то утром он не спешил и встал последним. 

 

Мы же пока побрели гулять по селу. 

А оно того стоило)

 

Еще в горах пооставался утренний туман. Пожилые женщины в национальных костюмах перебирают на улице травы. Открыты уже  все лавки. Юные воспитанники монастырей бесцельно шатаются. По селу шныряют мелкие плоские коты. 

 

Мусора на улицах нет. Как впрочем и нет никакого покрытия на глиняных дорогах и тропах. Никаких заборов.  Огороды где то сзади. На них растет горчица, капуста ( это то, что я видела). Тыкву уже собрали. 

 

Но попасть в село на машине можно! 

 

За завтраком никто совершенно никуда не торопиться. И никто, кстати не предлагает нам ни чая ни  кофе.  Тыквенная каша: в масле поджарить чеснок, помидор. Потом добавить мелко нарезанную тыкву. Через 10 мин на крыть крышкой. Потом опять открыть. Соль и сахар по вкусу. Невероятно!

 

Лишь в 10 утра мы покидаем дом. Медленно проходим через село. Мне оно кажется каким то даже средневековым. И кажется, что продуктовый лавкой заведует старый китаец. Люди смеются, глядя на нас. Смеются именно так, как я себе и представляла — тихо, беззубыми ртами, загоревшими старыми лицами и мелко труся головой. А на голове ровная коническая шляпа , украшенная сверху круглой железной блямбой ( явно сделано из банки из под консервов). Здороваются, машут руками. Многие дети очень насторожены. фотографируются. А потом с огромным удовольствием рассматривают себя в камере. И тогда даже  самые неулыбчивые расплываются в улыбке. Это аттракцион для всех возрастов. Туристы тут в диковинку. Сперва местное население было в ужасе —  английская колонизация еще не забылась. люди испугались, что в них все сейчас заберут. Очень постепенно они стали привыкать к этому новому явлению.  Пока что туристам еще никто ничего не предлагает купить. Пока что мы имеем возможность посмотреть на горных бирманцев, еще не отягощенных бременем продажи сувениров.  Дети не бегут и не клянчат денег. Все впереди. 

 

Двигаемся по хребту и поднимаемся на холм через шиферный проход. На вершине стоит синий домик и деревянный загончик, в котором лошадка и слон. В синем домике живут духи, которых можно вызвать. А приедут они на животных из загончика. Вот так….

 

Потом мы начинаем ходить по горам, однозначно по кругу, между чайными плантациями. Основной урожай уже собран. Оставшиеся на кустах листья жесткие, как лавровые. Следующий урожай теперь будет аж в апреле. 

 

Спускаемся еще к одной деревне племени Поланг. Входим через монастырь. Крайне живописно. 

 

Чай. Отдых. И опять неспешно в путь. За следующим хребтом спускаемся в деревню племени Шан. Тут только что закончили праздновать свадьбу. Мы идем в дом жениха. Посмотреть на нас сбегается пол села. Они толкаются, хихикают, а потом откровенно рассаживаются напротив нас и следят за каждым нашим движением. Иван берет подушечку, чтобы сесть на нее возле стола. Это вызывает такой дикий хохот! Подушечка срочно доставлена на место. 

 

Жених с невестой притаскивают нам два круглых стола и насыпают угощения. Все традиционно — рис и подливки. У меня рис вызывает уже приступы тошноты.  Это обычным рис, сваренный до состояния клейстера! Я такой больше не хочу! Зато подливки чудесные — что то страшно острое, жаренные кусочки очень жирной свинины, говорят, уши, тертая рыба, вареный овощ неизвестной породы и салат с капустой. Свою еду я нашла- салат из капусты и овощ. 

 

Довольно скоро шанцы понимают, что мы едим нормально — ртами и приборами. Часть зевак уходит. Остаются несгибаемые — те, кто чуть приоткрыв рот, зачарованно смотрит на нас. 

 

Сразу после обильного возлияния идем круто вверх в гору. На хребет. От такого забега по жаре Ивану через пол часа становится нехорошо и мы теперь еле плетемся. 

 

До села довольно далеко. Приходим практически в ночь. 

Сегодняшнее жилье гораздо уютнее — тут нет такого чада и вони!  А еще, нам выдают матрасы и одеяла. 

 

 Здесь живет   племя  Шан. 

 

Ужин традиционный — горсточка риса ( кастрюля клейстера) и замазки. В этот раз была картошка. (!) с тофу, вареная цветная капуста, что то ядовито перечное. Чешка при виде картошки чуть не заплакала от счастья. Сказала, что никогда не думала, что так обрадуется брамбору)). А мой ужин состоял из цветной капусты с тофу. Тоже ничего)

 

В этом доме с водой оказалось чуть похуже — две канистры на улице, ведро и ковшик. Все. Зато проход к туалету шире и спокойнее. В дождь можно просто проехать по глине аккурат в туалетный домик!

 

Думала сходить за сладеньким — не нашла магазин. Абсолютно очевидно, что в горах электричества нет нигде. Только генераторы и солнечные батареи кое у кого. 

Першероны бельгийцы забрали гида и нашли магазин. Объяснить где он они не смогли)

 

Группа у нас смешная, столичная. Брюссель, Лондон, Прага, Киев. Причем все люди очень приятные оказались). Брюссельцев называю першеронами — два девица по 180 см и соответствующего телосложения. 

 

Ночь прошла спокойно. В четыре утра колокол начал созывать монахов на молитву, а меня к умыванию и забегу по селу. 

 

Выхожу в тихое  и спящее село.  В монастыре что то бормочут юные отроки, горят свечи. Розовеет рассвет. Крутые  глинистые улочки убегают вниз. 

 

В общем, завтрак и в поход. 

 

Теперь мы обходим гору с другой стороны и опять приближаемся к нашей первой деревне. 

 

При входе в деревню пожилые женщины в цветных юбках и с соломенными шляпками на головах заметают улицу. Живописно! Женщины дают себя сфотографировать. Они крохотные и старые. Ничего не понимают, но смотрят по детски с любопытством и смеются. Тут же при нас им привезли покушать. Точно по песенке из моего детства — «горсточку риса и мао портрет в каждой руке они несут…» Портретов нет, а рис они получают в ладошки. 

 

Все. Мы уезжаем. 

 

На первом же крутом подъеме Иван чуть не рассчитал, мопед стал на дыбы, сперва упала я, сверху Иван, а потом и мопед грохнулся. В результате отвадилась подножка. Моя!!! С левой стороны!!! Теперь мне ехать,  поджав ногу, как цапля.  Новая такая будет стоить не менее 3 Уе…  

 

В Кьякме мы прибыли к 4 часам после обеда - першероны опаздывали на автобус. 

 

С бесконечным наслаждением по стояли под горячим душем. В городе я купила свежие маечки — выбор не богат, но теперь чистенько….

 

И скорее в ресторан поглощать тонны сока из авокадо и из папаи. Потом пришли португало- англичане и чехи. Так, с мигающими фонариками в честь нового года мы и сидели. 

 

 

Прокомментировать