Путешествие в Новый Иерусалим. Лалибела.Эфиопия. ноябрь 2008
Дата 16 Март 2010

Жил-был Царь Лалибела. Жил он давно. И чтобы его подданные не чувствовали себя ущербно (подданные были настоящими православными христианами), не умирали в муках за веру, на пути к Земле Обетованной, он приказал построить Новый Иерусалим. В Африке.

Царь жил в 12 столетии.  В Эфиопии. Принадлежал он династии к Загве. Дальше, впрочем как и во всем мире, сведения в становятся путанными, появляется множество легенд и сказаний. Каждый что-то выдумывает свое.

Наши украинские правители не позаботились, чтобы подданным что-то построили. Не позаботились они и что бы подданных куда-то пустили.

Именно поэтому нас с детьми и багажом в Стамбуле в 2 часа ночи выгрузили из самолета и велели искать что-то и где-то, но не в аэропорту.

Мытарства были довольно долгими. Могу сказать, что завершились они получением визы и 3х дневной прогулкой по осеннему Стамбулу. Оба факта нельзя не назвать положительными))

Стамбул прекрасен, но не о нем пойдет речь…

АДИС – АБАБА.

Расположена на Эфиопском нагорье на высоте 2400м. Город со сплошными недостроями.

Грязи (мусора, кульков, бутылок) на улицах нет, так как местное население использует в быту абсолютно все! Кстати, подобного мусора нет нигде в стране!

По улицам неспешно двигаются старые «жигули» сине-белой расцветки, какие-то полуразвалившиеся автобусы, овцы, козы и пастухи.

Вдоль дороги гремучая смесь лачуг и банков. Иногда за лесом арматуры может мелькнуть призывная гостиничная реклама.

Как ни странно, в местном супермаркете было практически все, что нужно для путешествия. Даже восхитительный йогурт! Цены нам не показались не намного ниже киевских.

Быстро решили вопросы с местной турфирмой, погрузились в автобус и поехали на север страны, в культурную глубинку Эфиопии.

Водителя нашего звали Эфрем, что по нашему означает просто Ефим!

Первая настоящая ночевка у нас была в 140км от АА в кемпсайте. Место удивительно красивое – обрыв над огромным каньоном. Палатки мы поставили с самого краю.

Кемпинг огорожен от местных жителей и охраняется. Думаю, что если бы он не охранялся, к утру мы лежали бы голыми. Без вещей и палаток. И без еды.

Утром мы прогулялись к небольшому водопаду с Португальским мостом. Каждого из нас сопровождал гид из местных. Возраст моста по рассказам знатоков колеблется от 500 до 120 лет.

Путь наш лежал в славный город Бахр-Дар на берегу озера Тана. Неподалеку от Бахр-дара есть природная достопримечательность – водопад Голубого Нила. Еще в АА мы пытались объяснить, что ночевать хотим на водопаде. В глазах местных жителей читался ужас. Они впервые видели людей, которые хотели бы там переночевать!

Впрочем. Мудрость заключается не в прямом отказе. Водитель сказал, что конечно привезет нас на ночлег куда мы хотим.  И, несмотря на то, что дорога была прекрасной, ехал не более 60км в час.  В Бахр-Дар мы попали поздно вечером. И о Голубом Ниле решили забыть до следующего дня.

ОЗЕРО  ТАНА.

Город Бахр-Дар лежит прямо на берегу озера Тана. Озеро большое. Высокогорное. Из него вытекает Голубой Нил. На озере в свое время было много чудес и правоверные христиане понастроили вдоль берега и на всех многочисленных островах монастыри.

Мы хотели посетить много монастырей, но заехали в результате только в 2.

Первый монастырь лежит на полуострове Зеге в 25 минутах хотьбы на лодке. Вода в Тане мутно-желтая. По озеру плавают пеликаны.  На каких-то чахлых плотах возят хворост.

С утра было прохладно, но уже к 10 утра солнце пекло немилосердно. Монастырь имел странное  и непривычное название Ura Kidane Meret. Это один из самых известных монастырей на озере Тана.

Мы высадились на берег и прошли вглубь полуострова. Молва «Лохов привезли» разнеслась повсюду и к нам поспешили представители всех ремесленных классов.

Но мы решили осмотреть для начала все достопримечательности, а уж потом приступить к покупкам.

Монастыри и церкви Эфиопии (те, что мы в основном видели) имеют одинаковую форму. В большой круг вписан меньший, а в него вписан квадрат maqdas.

При входе в церковь необходимо снять обувь. Полы устланы циновками. В первом круге обычно сидят барабанщики и певцы.

Во втором круге сидят молящиеся.

Собственно служба ведется вокруг квадратной в плане постройки  (maqdas) церкви. Стены maqdas украшены росписями. Росписи сделаны природными красителями на холсте. Они очень яркие и представляют типичный образец народного творчества. Каждый сюжет отдельно мог бы называться «народной иконой».  На стене эти сюжеты отделены один от другого рамкой.

Сюжеты канонические и связанные с народными легендами и преданиями. В сюжетах присутствует большой количество нарисованных зверей. Они сильно напоминаю творчество Нико Пиросмани. Нам указали изображения царей. Отметили основные вехи в борьбе данного народа в данной географической местности. Т.е. в каждом монастыре помимо основных канонических сюжетов можно найти что-то очень «личное» для данного региона! Росписи монастыря датируются 16—18 вв.

Внутри maqdas Алтарь. Вход в него закрыт. Туда пускают только священнослужителей.

Вокруг любой церкви или монастыря под крышей размещено огромной количество колокольчиков. На ветру они издают мелодичный перезвон.

На обратном пути из монастыря мы купили всевозможные кресты и вышитые полотенца.

Место  туристическим, поэтому цены были совершенно не маленькими.

С сувенирами в Эфиопии вообще туговато. Поэтому, если Вы что-то видите и Вам что-то понравилось, лучше купить сразу. Потом Вы можете этого предмета уже не найти.

Дальше мы проплыли мимо острова с монастырем Debre Maryam, куда могут заходить только мужчины и остановились возле еще одного островка. На вершине его притулилась небольшая церквушка Kebran Gabriel. Архитектурные формы такие же. Росписи сделаны в конце 19 века.

К обеду мы вернулись в Бахр-Дар. Быстро перекусили и поехали в сторону Голубого Нила.

ГОЛУБОЙ  НИЛ

Чтобы попасть к Водопадам Голубого Нила  нужно проехать 30 км , остановиться в небольшой деревне и купить билет.

Существует 2 маршрута осмотра водопадов – длинный на 2,5 часа с большой  прогулкой и короткий на 1час с маленькой прогулкой.

Времени у нас было мало и решено было совершить маленькую прогулку.

В этих местах украинских туристов видели впервые. Нас обступила неизменная детвора. Клянчили все – деньги, пластик, что-нибудь.

Мы переплыли на паромчике (утлое судно) Нил и прошли к водопаду. Зрелище просто великолепное! Водопад можно посмотреть как сверху, так и, спустившись к самому низу водопада.

Я неосторожно попросили позировать местных детей – очень симпатичные ребятишки. Когда я вытащила бырры, чтобы расплатиться, я думала, что меня разорвут в клочья. Милые детишки превратились в настоящих добытчиков! Все время пока мы не ушли с водопадов, за мной ходила толпа детей и просила их сфотографировать! За деньги, конечно!

Водопад очень широкий и высокий. К сожалению, мы не попали в полный разлив. Но и так было здорово! Брызги разносятся на десятки метров. Через10 минут все были мокрыми.

ГОНДЕР

Дальше нас ожидала довольно долгая дорога к городу Гондер – третьей столице Эфиопии. В  Гондер мы попали поздно вечером. Разместились в одном из лучших отлей города, а может и всей страны Goho Hotel. Этот отель расположен на холме и с его смотровой площадки открывается великолепный вид на город!  Особенно хорош этот вид на рассвете с чашечкой кофе. Только нужно помнить, что Эфиопия никогда не была колонизирована и потому вездесущие англичане или добропорядочные немцы не приучили аборигенов подавать кофе прямо на рассвете! За свою чашечку кофе придется побороться!

Ночь прошла спокойно. Утром мы съели неизменную в здешних краях яичницу на завтрак.

Проехали через город. Вокруг сновали люди, работали магазины, функционировал настоящий базар! Вообще в Гондере, на мой взглад, максимально близкая  нам цивилизация.

Мы оправились осматривать останки королевских дворцовых построек 17 века. На достаточно большой территории их сохранилось 6 или 7. В дворцовых залах нет абсолютно ничего, но гид  исправно рассказывал и рассказывал какие-то истории. Наконец мы не выдержали и попросились пить кофе.

КОФЕ  ПО-ЭФИОПСКИ

Кофе по-эфиопски готовят долго.

Вначале начинают обжаривать сырые кофейне зерна. В то же время в специальном сосуде распаливают угли. К ним добавляют ладан. В воздухе  витает тяжелый аромат кофе и ладана.

Потом хозяйка церемонии размалывает вручную зерна кофе со специями. Кладет их в сосуд с узким горлышком и ставит на угли. В таком сосуде кофе будет закипать долго и несколько раз.

Почему-то в Эфиопии принято подавать к кофе поп-корн. Его жарят тут же на углях.

В общем, это процедура долгая и вкусная.

Мы накупили свежайшего хлеба, помидоров, лука.

Дальше мы оправились в Семиенские горы. Путь был неблизким. Мы расположились в автобусе и традиционно принялись есть бутерброды с паштетом и нашей киевской колбасой. Кстати, подобные вещи очень нравились нашему водителю Ефиму и его помощнику Асмару.

С дорогами в Эфиопии, вообще-то, непросто. Несмотря на то, что основную трассу  Адис-Абаба – Гондер прокладывают японцы и ее качество очень хорошее, мы , почему-то , перемещались со средней скоростью 30-40 км в час.

Поэтому из 10 дней путешествия 5 дней заняла дорога. Вот так!

СЕМИЕНСКИЕ   ГОРЫ.

Всем желающим пройтись по Семиенским горам выдается охранник с оружием образца 1805 года. В обязательном порядке. И гид. У нас было целых два охранника. Вначале я думала, что они немые. Потом  стало ясно, что они просто молчуны. Толку от них было мало, зато выглядели они вполне фотогенично. Спали просто на земле. С удовольствием

ели все, кроме сала и свинины. Мы им дали тушенку, не очень вдаваясь в подробности содержимого.

В Семиенских горах мы решили расположиться в самой высокой в Африке и самой красивой в Эфиопии лоджии. На деле все оказалось совершенно не так. Лоджия действительно располагалась на живописном холме. Из номеров должен был бы открываться красивый вид. Но, когда мы приехали, пошел дождь (сухой сезон), выключили свет. Все погрузилось во мрак. Обед нам был обещан в последнюю очередь. Кое-как разместившись в номерах (по студенчески – 8 человек в номере), мы принялись готовить кушать. На своем газу. Тут же нам вежливо предложили убраться и заплатить за приготовление пищи на территории лоджии!

Увы! Цивилизация развратила этих детей природы! Недолгое общение с менеджером восстановило статус –кво. Хотя есть нам пришлось на улице.

Все ночь кто-то ходил в туалет, сопел, храпел. Утром в ванную прорваться было практически невозможно! У любого минуса есть свой плюс – мы были сухими и помылись под горячим душем!

А потом мы пошли к месту нашей следующей ночевку- несложный 6км переход вдоль гребня горы. Наши вещи уехали вместе с Ефимом на автобусе.

Панорамы Семиенских гор совершенно особенны! Вниз обрывается огромное ущелье. До горизонта тянутся треугольные вершины гор, покрытые легкой зеленью. Семиенские горы довольно высоки. Лоджия была на высоте 3260м. Следующая ночевка предполагалась на той же высоте. А потом мы планировали забраться на 3600м.

Почти весь переход нас сопровождали стаи бабуинов и барашков. Бабуины, как и барашки, мирно паслись на лужайках. Людей они практически не боялись. Туристов на маршруте кроме нас не было.

Потом мы дошли до места ночевки. Местные жители всем селом сели на соседнем пригорке наблюдать, как мы обустраиваем лагерь. Почувствуйте себя в зоопарке!!

Потом кому-то пришла очень светлая мысль в голову: почему бы не купить барашка и не приготовить его на костре? Ведь все есть! И через пару часов мы уже уплетали чудное, нежнейшее мясо горного барашка Эфиопии! Довольны были все – и местные жители (Шкурка, кости, деньги), гид (тройной удар), мы (у-у-у!!) и стервятники( какие кишечки!)  Все удовольствие за 50 у.е.!

Панорамы гор были неизменно чудесными!

Утром мы отправились выше в горы (на автобусе). Чувствовалась высота. Начали болеть головы. Но какая же красота в горах!

Появились невиданные доселе лабелии и хотпокеры. Среди пальмового оазиса мы разбили лагерь.

Мы перекусили (что мы делали с завидной регулярностью) и отправились смотреть на панораму гор. Семиенские горы совершенно не были похожи на что-либо доселе виданное!

На вечер был заказан еще один баран. Вокруг лагеря гуляли бабуины. Было очень холодно! Мы в Африке не впервые. И погоды тут стоят совсем не такие, как нас учили на уроках географии. По утрам и по вечерам нам  всем дни было очень холодно. А в горах утром палатки покрывались тонким слоем инея.

Прожив 2 дня в горах мы отправились в заключительную часть нашего путешествия – в город Лалибелу, легендарный город династии Загве, Второму Иерусалиму, памятнику Архитектуры, охраняемому ЮНЕСКО.

ЛАЛИБЕЛА.

Если не лететь из Гондера на самолете до Лалибелы, то придется потратить целый день на дорогу. Правда, эта дорога красивая. Гористая, живописная. Длинная.

Лалибела находится высоко в горах. Гостиница у нас была при въезде в город Seven Olives Hotel. С прекрасной кухней, с прекрасным видом, без электричества и с тонкой струйкой воды. Настоящий рай! Потом еще и электричество появилось!

Мы сиделе на террасе, кушали инжеру с фаст фудом – традиционную эфопскую еду.

Инжера – большая лепешка которую делают из зерна тэфф. Тэфф произростает только в Эфиопии. Опару готовя 3 дня. Инжера ноздреватая, кислая и серая. Впрочем, это все равно вкусно.

А утром мы отправились смотреть этот Вавилон или Иерусалим, или кто его знает, что!

Церквей 11. Они разделены на две группы – северную и южную. А между нами находится самая знаменитая лалибельская церковь св. Геогргия, вырубленная прямо в скале  монолитом вниз.

Церкви трех видов – монолитические, полумонолитические и скальные. Все – начиная с 12 века. И все прекрасно сохранились!

Мы бродили в скальном лабиринте между этих огромных стен, украшенных замысловатыми окнами в форме креста, свастики и других знаков. Гид неустанно повторял, какое число что означает. 4 окна – 4 евангелиста. 12 колонн – 12 апостолов.

В каждой церкви свой крест и свой священнослужитель. Кресты большие. Похожи на рипиды. Священники смиренно разрешают их фотографировать. Некоторые одевают темные очки – чтобы вспышка не слепила глаза. Много старинных икон.

Мы зашли в Храм Гроба Господнего и Храм Девы Марии. В Храм Голгофу женщин не пускали. Мы подождали снаружи.

Есть в Лалибеле и свой Синая и свой Фавор. Царь Лалибела не поленился  и русло реки Иордан углубить и почистить.

И  перестали умирать люди на пути  в Иерусалим. И потянулись они в Лалибелу. И стал город Лалибела большим центром паломничества в христианском мире. Единственным в африканском мире.

Сегодня жители Лалибелы рады гостям, но не очень они хотят чтобы Лалибела стала вторым Римом. Им больше нравится тишина и покой их горного Иерусалима.