Аляска. США. август — 2011
Дата 5 Сентябрь 2011

Аляска

К сожалению, седьмое чувство меня совершенно не подвело — за три дня до вылета выяснилось, что у Ксюши отрезана последняя страница в паспорте с американской визой. Катастрофа! Пометавшись по инстанциям ( по телефону), я скорбно поменяла ей билет. Что ж, так бывает. Правда, не у всех….Будем надеяться на оперативность американского посольства…

Перелет у нас более, чем невиданный- через Гренландию и север Канады. Айсберги, ледники, всякое такое))

А при подлете к Анкориджу и вовсе открылась Мак Кинли. Все пассажиры прилипли к правому борту. Самолет сильно накренило, гора выскользнула из под крыла.

При въезде нас жестко опрашивали о колбасе, мясе и деньгах. Пришлось сообщить о контрабанде орешков и шоколада. Таможенник в ответ по отечески улыбнулся и оформил документик на ввоз наличных.   Через 1,5 часа все формальности утряслись и мы разъехались по пансионам.

Наш Домик оказался неподалеку от аэропорта в типичной американской саборбии.

С Глендой мы переписывались долго. Таких удивительных писем я давно ни от кого не получала. И вот мы встретились. Снови ( белый пес) счастливо лаяла. В доме царила разруха. Гленда светилась от удовольствия. Через 5 минут позвонили из второго пансиона- местная пенсионерка, несмотря на многочисленные напоминает, забыла о нашем приезде и пересдала жилье.

В этом всем был положительный момент — она же помогла найти недорого здоровенный катафалк на 15 человек для нас)))

Дальнейшие туманные действия привели к жирному обеду, покупке 2х рыболовных лицензий ( по 80 долларов на чел на 2 недели), резиновых сапог и книге о поедании людей медведями на Аляске.

Вечером Гленда рассказала , что под окнами часто бродят огромные агрессивные лоси, которые больно лягаются. Они спасают своих детей в городе  от медведей, которые окружают город плотным кольцом. Схватив фотоаппараты, мы бросились прочесывать микрорайон. Увы. Кроме торчащих везде подосиновиков, подберезовиков, маслят и белых, подозрительного больше не было ничего.

Еще Гленда показала местные овощи- органик и любезно предложила ими поделиться. Здесь все растет огромным и быстро. Кабачок был похож по размерам на небольшой контрабас и с трудом влазил в холодильник. Заберем!

Вечером в прессе я прочла, что в окрестностях осталось всего 4 волка — остальные уничтожены по причине дерзких нападений на джоггеров , женщин и домашних собак.

Дикий край!!!!!!

Утром, успешно взяв огромный автобус (на 15 мест) под названием пассажирское авто длиной 10 метров по 200 Уе в день категории В2 и купив продуктов, мы двинулись на юга. Маршрут немного изменился по причине потери багажа Славы и Феди. Вечером Эйрфранс обещал доставить их сумки в Анкориж.

Не успели отъехать и 20 км, как в заливе замелькали белые спинки. Надпись на мысу гласила » Белуха поинт». Те в этом месте всегда тусуются белухи… Их было много. Пейзаж вокруг был трагически-восторженным. Скалы, ледники, облака, солнечные пятна и красивенные белые киты с малышами. Дождь то и дело обильно поливал округу. Было холодно.

Вдоволь налюбовавшись, поехали к Whittbies. Оттуда, по идее, шел паром до Valdez, а дальше круговой дорогой можно вернуться в Анкоридж. Дорога к Витби пролегает через туннель Андерсона. Конечно платный ( дорого) и тупо односторонний. Еще и с рельсами для поезда. Паромов из этих мест выходит много. Нам мест на ранний не хватило. Купили билеты на 3.15 дня. Служащий, высунув кончик языка, час переписывал наши фамилии и адреса… Правила посадки на пароме жесткие, как на самолет.  Цены- запредельные. Один человек 90 Уе, и авто 160 Уе. Америка, знаете ли…

Настроение портили реки с рыбаками. Быстро расселившись в мотеле ( опять дорого-100 Уе захолустный номер на двоих), метнулись к реке Bird Creek.  Она впадала в огромный фьорд И бурлила от блесен. Периодически кто то вытягивал жирную рыбину.  И тут начался прилив. Он просто наступал на ноги. Реально, мы отступали. Вдруг земля запузырилась…. Непонятное геологическое явление! Пузыри заливала подступающая вода и река превратилась в котел. Федор вскоре вытащил горбушу.  Остальные, Покидав часа три и убедившись, что еще не готовы к прийому рыбы, отправились готовить кушать и забирать вещи из Анкориджа. Вдоль дороги росли большие хорошие грибы. Ушли на сковородку к рыбине.

Сон был коротким.

В 6 ушли ловить рыбу. Река превратилась в тонкую злобную струйку.  Рыбаки исчезли. В устье орали чайки. Туда мы и пошли. Вскоре Федор вытащил форель. Мы метали и метали блесны. Безидейно. Солнце играло на соседнем склоне. Мелкая вода блестела. Вдруг показался гребешок волны. Он тихонько бежал по другой стороне реки. Продолжая забрасывать, мы в ужасе увидели, что гребешок безостановочно двигается и на нас просто стремительно наступает фьорд! И отступать не собирается! Схватив рюкзаки, снасти и фотоаппараты мы бросились бежать. Слава метнулась к ведру — оно уже уплывало. Следующий час мы без перерыва отступали, а вода просто заливала все устье. Потихоньку начался лов рыбы. Немного поборовшись, Олег вытащил огромного лосося. Потом второго. Рыбы мной были освежеваны и разделаны на филейные части.

Блесны уходили в воду стройными долларовыми рядами — мэпсы, вертушки, колебалки. За ними пошла и ручка от катушки. Для меня все было кончено, ибо, хоть я ручку и не теряла, но спиннинг у меня был немедленно отобран.

Сашими из только что пойманной рыбы сильно отличается от сашими из прошлогодней рыбы. Было вкусно. Рыбаки вернулись через час, поймав кучу рыбы и тут же ее выпустив. Рыба была с икрой!!!

Мы двинулись в Витби на паром. За туннелем Андерсона пошел проливной дождь. Он, в принципе, идет теперь уже целые сутки безостановочно. Витби раньше был важным стратегическим пунктом. Тут базировались американские войска во времена Холодной Войны. Отсюда Дядюшка Сэм поигрывал мускулами в сторону Советского Союза.

Музей Витби, описанный в путеводителе, как хранитель богатейшей коллекции нэйтив Арта, на деле оказался тоскливыми тремя комнатами со старыми фотографиями и вещами.

Дождь лил без перерыва.

Мы заехали на паром, предварительно ответив на все вопросы служащих порта и четыре раза предоставив им свои паспорта.

-how many persons?

-nice….

-are you ukranians?

-nine…

-are you travel only in USA?

-no,  we travel in Alaska!….

Старая калоша вышла в фьорд Принц Вильям Саунд и устремилась к Вальдезу. Места вокруг , судя по картинкам и фотографиям, божественно красивы. А воды заполнены живностью. Нас же сопровождали туман и низкая облачность. Потом появились огромные льдины. На одной из них валялось два калана.

Путешествие из Витби в Вальдез занимает полноценных 6 часов. Кое кто успел крепко выспаться. Я же лежала на палубе и с ужасом читала воспоминания жертв медвежьих атак. Палубу заливали потоки ледяной воды.

Вечером мы въехали в Вальдез и тут же из него убрались- проводился женский кастинг на серебряного лосося. Мероприятие это очень приятное — первые места получают 15тыс -20тыс долларов наличными.   Все кемпинги просто  забиты перевозными домиками.

Дальнейшее для меня проходило при полностью заснувшем мозге. Помню сумеречные пейзажи с облаками и реки. Потом наступила ночь.

Остановились мы возле кемпинга с shared bathroom. Поразительная наглость! Шэрили один туалет с совмещенным душем просто все 10 номеров! Курятники подавались от 75-100 Уе! Лично мне было практически все равно…

Утром стало явно веселее. Лосось засолился и был уничтожен вместе с блинчиками в кленовом сиропе.

И начались наши мытарства в поисках реки с рыбой. Первое место, якобы возле Copper Creek было отложено, как слабоперспективное. На втором месте (Галлопер) я честно кидала 40 мин. Потом отправилась жарить мясо. Девочки с Оксаной развели огромный костер из совершено мокрых дров. Мясо быстро съели.

Дальнейшая гонка на выживание проходила опять до Bird Creek через Ancorage. Пару раз остановились поблеснить. Безуспешно. Или не было съезда или не было рыбы. Зато я нашла четырех лосей. Двух лосят и двух лосих. Неспешно все звери ушли в лес. Еще вдоль дороги мелькали грибы. Федя их собирать не разрешал — берег наше хрупкое здоровье и торопился на рыбалку. В машине пахло разногласием…

Поздно вечером мы поселились в мотеле возле Бирд Крика.

Утренняя рыбалка началась при отливе и закончилась скоростным приливом. Поймано было полное ведро форели, силвер салмона и горбуши. Рекорд — 3 кг серебряного у Ивана. Еще 2 часа ушло на переработку. Икра- пятиминутка готовилась в шапочке-накомарнике «Экспедиция» ( дай Бог здоровья ее неведомому нам хозяину…).

Вулканы и кипение, появляющиеся при приливе оказалось интересным явлением. На полуострове Кенай на песчаных берегах живет особый тип мидий. Они обтают под песком на небольшой глубине. Их можно обнаружить по небольшим дырочкам и бурлению воды во время прилива. Такая мидия — страшный деликатес! Мясо сродни мясу гребешка. Для добычи этих ракушек нужно купить полноценную рыболовную лицензию, вооружиться ведром и лопатой и копать возле дырочки. Набирать можно не более 60 штук. Пишут, что сбор этих морских трюфелей просто детский лепет по сравнению с их очисткой. Подготовленного моллюска макают в яйцо, муку и кидают в кипящее масло. Говорят — вкус абсолютно непередаваемый!!!

Пока мы опять в Анкоридже заполняли пустоты нашего скорбного автобуса, прилетел наш » Киевский чемодан» — Ксюша.

И мы поехали вверх к Фэирбэнку. Дорога была длинной , за последние дни спали мы мало. Погода постоянно менялась. Возле Монтана Крик съехали перекусить. Объелись горбушей, икрой и рыбой. Место это — рыбацкий сайт. Тут пасется туча народа всех возрастов. И все что то ловят без перерыва.

День клонился к концу. Проехали мы мало. Заправки исчезли ( а нашу малютку нужно кормить ежедневно, даже если она не едет, гадина). Мотели- отели тоже перестали попадаться. Когда появился указатель кроватки- быстро туда метнулись. Лодж выглядел так, каким должен быть Дом престарелых. Что поразительное — по умеренной цене. 124 Уе за комнату на 4х. Наше поселение вызвало у нас же депрессивный приступ уныния. Ну нельзя же быть столь бесконечно тупыми!!!!!

Самый длинный трек в округе протяженностью 1,13 км. В хорошую погоду открывается вид на Мак Кинли. Выяснили, что » хорошая погода» — термин здесь редкий и малоизвестный коренному населению.

Все. Вдоль дорожек растут грибы. Клумба засажена поречкой и капустой.

Все умерли.

Утром облака, вроде, поднялись. Уже в начале седьмого наш монстр поехал по дороге в сторону Фэирбанка. Стали появляться туристические автобусы. Замелькали лоджии и мотели. В государственном заповеднике Денали ( не путать с Национальным) мы прошлись вдоль озера. Нас издали рассматривал огромный бобр. В траве росли  подосиновики- гиганты.  Их было очень, очень много! После скромного завтрака двинулись дальше. Погода испортилась. Шел дождь. После Фэирбанкса образовалась небольшая проблемка- при обгоне в разрешенном месте, мы были остановлены полицейской машиной с мигалкой. Оказалось, обогнанный так перепугался, что чуть не ушел в кювет. Полицейский проявил инициативу… Нам было объявлено, что такие действия однозначно приводят к тюремному заключению… После проверки, убедившись, что мы не контрабандисты, не убийцы и не душегубы, коп просвятил, что красная тундра начинается в Заполярье… Упс… Плюс 500 км к маршруту. И так хватало километров — около 550. Теперь все просто зашкалило…

После Livengood появились  указатели на Yukon, Coldfoot и Deadhorse. Последние два города ( страшно называть ЭТО городами) соответственно называются Холодные Лапы и Дохлая Лошадь.

Сильно похолодало. Хорошее покрытие закончилось. Гравийная дорога перемежалась участками асфальтированной, но с ямами. Навстречу мчались джипы с рогами на крыше — открылся сезон охоты на лосей и карибу. Заправки стали столь редким явлением, что специальные указатели указывали километраж до каждой следующей.

Была замечена специальная табличка

Bed and may be breakfast…

После » Самой Толстой Книги для Туалета», удивить нас уже ничто не могло.

Смешанные леса сменила лесотундра. Теперь среди мшисто болотистого желто-красного кустарника торчали смешные полулысые черные ели. Вокруг вздыбливались горы. Периодически попадались маленькие мелкие озерца с ртутно- застывшей водой. Особенно хороши они были в обрамлении рисово зеленой травы. Озерца мелкие, т.к. лежат на вечной мерзлоте.

Глаза наши без устали шарили в поисках живности. Ничего.

Вдруг вдали появился черный медведь. Он на всех парах пересекала дорогу. Когда мы приблизились, в кустах прощально мелькнул обширный зад. Первый.

На 66*33* стоит табличка «Северный полярный круг». Иван отошел на два шага в березовый подлесок и споткнулся об огромный подосиновик. Увы… Наша жадность не давала нам остановиться. Это был сон! Причем, истерический   Через 10 мин было стащено к машине не менее 15 килограмм грибов! Среди них мелькали и белые. Сдавленно хихикая, мы запихнули грибы машину. Багажник  и салон напоминали индийскую маршрутку. Все это покатилось дальше. Животных не было.

Кстати, с Севера ( почти от Дохлой Лошади) до Вальдеза лет 30 назад американцы проложили нефтепровод. Так торопились, что за 4 года управились. И дорогу сделали через все Заполярье! И аэропорты. Теперь гоняют нефть круглосуточно с Севера на Юг. Вот вдоль этого нефтепровода мы все время и ехали. Форма у него изогнутая — для правильного прохождения нефти по трубе ( ну и погодные условия не нужно забывать — зимой бывает до -63 С).

Пейзажи становились воистину шикарными. Но глаза и голова мои уснули — крепким нездоровым сном. Вернее, это был обморок.

К 11 вечера мы прибыли в Холодные Лапы ( Coldfoot). От цены лично я сразу проснулась — 200 Уе за ночь с двоих в вагончике строителей. Вариантов, как бы не много…. Вагончики реально выглядели длинными вагончиками. Снаружи остро и тошнотворно пахло туалетом. Но внутри так, ничего — тепло и чисто. Даже душ с горячей водой….

Обрыв пленки.

Будильник.

Выход из коматоза.

Утро очень холодное и ясное. После завтрака ( своими продуктами и местным чаем) поехали еще чуть- чуть вверх на Север. На карте в горах , в стороне от основной  дороги, синело озеро. Свернули в тундру на грунтовку. Красные кусты в тени все еще покрыты инеем. Туман густо лежит между пушистой травой и скрывает верхушки тощих, полуоблезлых елей. Паучки настарались и везде разбросали сети со словленными капельками росы. Тишина.

Автомобиль проехал метров 500. Дорога стала сильно колейной и с глубокими ямами. Для лысой резины и белого свадебного экипажа — не очень так… Как раз во время разворота назад, мы все и были включены в обязательную утреннею оздоровительную программу. Следующие 40 мин все 10 человек разгружали, копали, ламали, толкали, пыхтели и загружали, выезжали назад. Лось и медведь не пришли. Жалко.

Не доехав до  Хребта Брукса ( Brooks Range), мы развернулись. В принципе- это была ошибка. Нужно было ехать до конца, до Дохлой Лошади, до Prudhoe Bay до Ледовитого Океана… Впрочем, если бы не подбор чемоданов и Ксюши, то мы бы и проехали всю Аляску. А так- сбой в программе… Жаль…..

По дороге назад было опять накошено несколько десятков килограмм грибов. Возле Арктического Круга, где вчера вопили и бегали за подосиновиками, Гена в кустах увидел огромного медведя гризли. Последний смылся. Лосей по прежнему не было.

На обед стали возле крохотной речушки. Пока варился суп и жарились грибы, мужчины наловили хариуса. Чтобы не казаться жадными, большую часть сразу отпустили. Обед удался на славу. Доели почти все из кульков и холодильников и двинулись к Мэнли Хот Спрингс ( Manley Hot Springs).

Дорога к источникам отмечена, как одна из самых живописных. По моему, просто лесная дорога без животных. В идеале мы должны были раздвигать стада руками и укорачиваться от медведей….

Сам источник издалека выглядит как теплица в неухоженном огороде в лесу.

Ночевать остановились на постоялом дворе начала 20 вв. Интерьер внутри салунный, как в кино. Редкие посетители баловались за стойкой водкой с пивом. Под окнами стояла пара джипов, спасенных от утилизации.  Без номеров. Улицы, как у нас в деревне- укатанная грунтовка с глиной. Если будет дождь, нам по этому мылу на основную дорогу  не выехать…

Редкие домики выглядели неухожено и неэстетично. Впрочем, по всей дороге нам только такие и встречались. Пожалуй, нигде в мире сила и мощь «демократического» государства не соседствует с такой скудостью проживания. Эти несчастные фанерные дома, мусорка из старых автомобилей, шин, пластиковых контейнеров и хлама вокруг! Уныние и упадок…. И все продается, продается, продается…

С утра отправились в источник. Четыре цементные ванны курились в самой настоящей теплице. По потолку вился виноград. По углам висели перчики. Температура двух из них была 42С, одной 44С и четвертая с 38С градусной водой. При входе висела нацарапанная от руки табличка — 5 Уе со взрослого, 2 Уе с ребенка. Еще несколько табличек просили не есть фрукты- овощи и не уничтожать виноград. В углу стоял деревянный ящик для денег. Все. Источник функционирует круглосуточно и никогда не закрывается на замок.

В источнике было хорошо. Просто идти туда нужно было с вечера…

Обратная дорога до трассы показалась короче. Животные на Аляске умерли. Причем все и одновременно. До Анкориджа оставалось 780 км.

После Денали начались отели.

Ночевали мы в смешном мотеле с законспирированным видом на Мак Кинли. Последний раз вид был в мае месяце… Старушка Плохая Кмса оказалась детской писательницей и мать ее также писала книги. Тетушка бойко описала обстановку в округе и предупредила, чтобы мы ничего не варили и не жарили.

Утром, опять под дождем, поехали в Монтана Крик ( Montana Creek) на рыбалку. Рыбы там очень много. Даже ловить неинтересно- блесна цепляется за спины и плавники несчастных лососей и горбуш. Клев или что то похожее происходит все время. Я ушла, а жадюги еще долго тягали рыбу за рыбой, потом потрошили, солили икру и ели ее ложками. Вкусно…

Все. Гленда встретила пирожками и традиционным бардаком в доме. Сверху восседала Снови. Мы перебрали вещи, докупили высокие неопреновые ботинки и приготовились к встрече с медведями.

Савоноски Луп.

Savonovski Loop.

Маленькие самолетики просто бороздят всю Аляску. Неведомая кампания Пэн Эир (Pen Air)  делает множество вылетов в неведомых мне направлениях. В Кинг Салмон ( King Salmon) есть 4 регулярных рейса каждый день. За 90 мин прекращается любая регистрация. Билет просто пропадает.

Самолетик маленький, но по меркам Аляски, просто гигант. 1,5 часа и мы все в Кинг Салмоне. В аэропортах коммунизм- везде бесплатное кофе… Непонятно мне это…

Кинг Салмон — крохотный прыщ в заповеднике Катмаи ( Katmai),  с традиционно неухоженными развалюхами и тучами мошек. Оттуда нас отвезли на берег реки Накнек. Тут все стало еще непонятнее и понятнее одновременно. На протяжении километра в этом месте река Накнек превращается в цепь крохотных водных аэропортов. У нас компания Катмай Эир ( Katmai Air). И у нас — гидросамолет. Впрочем, тут дальше у всех гидросамолет))) И летит дальше он не в аэропорт, а туда, куда скажут пассажиры или гиды.

Те, стало понятно, что со второй группой, а мы разбиты на две группы, мы можем и не встретиться. Тем более, они сократили свой маршрут на день.

У нас очень интересные гиды- Кати и Бил. Они организаторы знаменитой гонки Идитарод ( Iditarod) и вообще крайние экстрималы. Любимое дело — снежный велосипед зимой на Аляске и ночевки без спальников при -40С… Также проехали через все горы Америки и Мексики на велосипедах и сплавились по всем нелюдимым рекам. При этом Кати немка, живущая в Америке 10 лет, а Бил- потомственный траппер.   Обнаружив, что Аляска самый нетипичный штат с довольно своеобразными для США законами,  они с удовольствием проживают в нем и иногда в Юте, где купили домик возле Зайон Каньона.

Итак, Кати немного изменила поход. Дело в том, что  Savanovski Loop должна начинаться в Брукс Кэмпе ( Brooks Camp) месте, где мирно сосуществуют люди и медведи ( медведи даром, а люди в лоджах, те деревянных сараях, за 800 Уе в день на двоих, а в кэмпе за 10 Уе с человека). Далее нужно прогрести через Bay of Island  к озеру Гросвенор ( Grosvenor lake). Между ними милая холмистая перемычка длиною в 2,5 км. Те все нужно перетащить- байдарки, еду и тд.  Кати эту часть решительно убрала. И самолет забросил нас аккурат на островок в Гросвенон за перемычкой. Пилот строго следовал инструкциям Била- тут левее, тут правее. Потом приводнился между камнями, раздвинул ветки деревьев. Мы аж рты открыли. Кстати, из за такой посадки мы забыли вытащить спиннинги из самолета. Все выгрузили, развернули самолет и он полетел обратно. Тут то и выяснилось, что спиннинги улетели в неизвестном направлении… Горе… Вода прозрачная, как стекло. Медведей нет. Островок крохотный, с одной стороны огромные камни уходят вниз и там ФОРЕЛЬ!!! Увы…

Быстро разбили лагерь. Лицо Феди походило на грозовую тучу. Бил поколдовал возле спутникового телефона. Через час на воду сбросили спиннинги с канистрой, чтоб не потонули. Туча с лица ушла.  Через 20 мин была поймана и отпущена первая жирная форель. Потом рыбаки регулярно тягали красоту озерную и отпускали восвояси.

А время шло к ужину. И тут выяснилось, почему же у нас на 8 чел на 6 дней вещей меньше, чем на три дня на двоих по Ворскле. Кати извлекла из медвежьего контейнера пластиковые пакеты — лазанья, бифстроганоф, курица с пюре, индейка по восточному и тд. Немыслимое разнообразие! Нужен только кипяток и 20 мин терпения. Все в ужасе смотрели на кульки с едой. Скажу вперед- на второй день мы совершенно нормально рылись в кульках и из них же и ели. Больше воды — суп, меньше воды- прекрасное второе. Оказалось, Кати долго искала производителя нормальных дегидрированных обедов. И нашла его.

Последним аккордом к ужину была форель- сашими. Божественное блюдо! Запивали водой из озера — подошел и зачерпнул.

Ночью спали как убитые до 9 утра. Первый раз за 10 дней больше 5 часов.

Утро встретило солнцем и ветром. По Гросвенону гуляли волны. Предстояло сплавать на другой берег и глянуть, где мы должны были тянуть байдарки.

Завтрак из кулька.  Мюсли и вода из озера. И прекрасный кофе!

Иван словил большую форель. Федя тоже. Отпустили.

Байдарки сложили с вечера. Лего упрощенное. 20 мин на плавсредство. Только гидовская байдарка сложная. Но она для океана. Поэтому тяжелее, сложнее и дороже.

Перешли бурлящее озеро. Хорошо, что у нас не ходовой день- все одно стояли бы на месте. На материке Бил извлек балончик, прицепил на пояс огромный револьвер. И мы пошли через осенний влажный лес. На тропе лежали свежие медвежьи какашки. Потапыч ел траву.

Жизнь Потапыча вкратце.

Просыпается тощий и облезлый медведь в мае и идет что то кушать. Что то, что выбьет из попы зимнюю пробку. Уф… Потом он бежит нагуливать жирок и к августу просто лосниться и блестит. Диета медведя крайне разнообразная- он ест все. Но предпочтение отдает рыбке, особенно красненькой. В день потребляет до 50 штук, коих с ловкостью вылавливает из воды. Потом нужно обязательно сверху травки положить. Она сделает пробку в попе-  и в Сон. С сентября. Малютки рождаются зимой, когда медведица спит. Весом по пол кило. Просыпаясь весной, она видит уже довольно больших отпрысков. Папа к воспитанию не допускается. В его запасе лишь один аргумент — какой сочный бифштекс! Медведица все время со своими крошками до трех лет. А потом ловко дает им пинок под зад.

Медведь существо умное, ловкое и быстрое. С места развивает 50 км в час. Обладает тонко развитым обонянием. Естественных врагов, кроме человека, на Аляске не имеет. В Катмаи находятся только медведи гризли. Они Могут иметь любой окрас от черного до бежевого. Гризли и коричневый медведь- один и тот же вид. Разница в том, что гризли обитают на побережье, а коричневый живет внутри материка.

Так вот, на перемычке были свежие следы гризли. В центре нашей прогулки мы встретили австрийцев, перетаскивающих байдарки. Занимались они этим второй день. Поговорив с Билом, решительно изменили позиции и принялись таскать все назад.

Возле озера Накнек (Naknek lake), оно же, как продолжение , Bay of Islands, стоит исторический домик- скромная хижина- приют, построенная 150 лет назад. Ее используют только некоммерческие группы, те при загруженности маршрута до 30 человек в сезон, врядли в ней спит больше 5 человек в год. В домике книжка. Я ее почитала — люди ловили здесь рыбу, форель и щуку, писали пейзажи, поправляли общественную тропу и наблюдали медведей. В 1983 году медведь умудрился вломиться в хижину, но книжка с записями почему то подозрительно начинается с 1984 года. Может медведь забрал ее почитать?

Рыбалка не сложилась. В поисках забытой на дереве антимоскитной сетки, Федя наткнулся на свои же следы, аккуратно перекрытые большим медвежьим следом. Похоже, за Федей наблюдали…

Живой медведь найден не был и мы вернулись на свой остров. Грести девочкам было сложно — волна и ветер.

Ужин был из кульочков. Также подавали свежую икру и сашими из форели.

Утром опять спали долго. Проснулись — солнце и тишина. Быстро собрались и вышли.

Озеро Гросвенор реально огромное. Окружено довольно высокими горами, на которых лежит снег. Берега обрывистые, каменистые,  покрытые мхом и густой растительностью. Вода чистейшая. Гребешь и попиваешь водичку из озера.

Расстояния совершенно не маленькие. В первый день мы гребли километров 20 без ветра и течения. Берег все время был далеко. Конца озера видно не было. Перекусывали на мысу, где сразу была поймана и отпущена форель.

Ночевать остановились на крохотном полуострове с видом на Змеиный Ледник ( Serpent Glaciar). Вид убийственно красивый. Медведей пока не было, поэтому наловив форели, приготовили суп и запекли форель на костре в фольге. Запекал со специями Бил. Вкусно. А суп эти несчастные ели впервые. Я его усугубила жменькой бифстроганоф. Очень даже вышло….

Ночью сияли звезды.

Утром опять обнаружилась хорошая погода. Это уже даже настораживало.

Сегодня предстояло пройти остатки Гросвенон, войти в реку Гросвенон и пройти всю Savonovski. Причем рассказов и ужасов про Савоновски хватало.

Еще часа два мы шли по озеру. Ледник сверкал впереди. Возле реки Гросвенон появились стаи нерки. Она, бедняга, уже проделала свой ужасный и долгий путь и готова к нересту. Такая рыба уже не ловиться. Ее питание больше не интересует. Цвет нерки кроваво красный.

Раз мы видим нерку, ее видит и медведь.

И точно, только вошли в реку — сидит, голубчик. Вернее, топает по воде вдоль берега. Высматривает рыбу.  На нас — никакого внимания. Прошел метрах в 40. Мы тихонько стояли посреди речушки. Чуть дальше еще один красавец. Но он явно постарше и встречаться ни с кем не желает. Реакция нормальная — к берегу и бегом в лес.

Вскоре река стала мутной- пришли ледниковые воды. И имя реки теперь Савоновски.

Скорость течения резко изменилась. И вот мы все просто несемся. Порогов, уф, нет, и то хорошо. Река завалена деревьями, ветками, разбегается десятками русел. Повороты резкие, крутые. Только зевнул — уже куда то выкинуло или закрутило. Берега проносятся мимо. На деревьях сидят огромные белоголовые орланы. Кати и Бил впереди.  Иногда что то вопят. Значит, нужно поработать веслами.

Но медведей нет. Вода высока и мутная. Зачем им эти сложности?

Часа три мы боролись с рекой. Наконец воды ее стали тихими и мелкими. Мы три раза садились на мель. И вышли в приток Накнека Илиюк (Iliuk Arm).  Илиюк — тоже огроменное озеро, окруженное горами. Воды его молочно зеленоватые. Рыба есть, но словить ее почти не реально.

Ночевать пристали на крохотный островок. Хозяин его- юный белоголовый орлан, совершил пару возмущенных кругов и взгромоздился на тощую ель. Весь островок — иллюстрация к Сказке о Царе Солтане. Тут должна стоять золотая клетка с Белкой. И грызть она должна не желудь, а специальные орешки. Вокруг острова плавают камушки. Это -пемза.  Места здесь все вулканические. Буквально рядом находится Долина Вулканов, входящая в Огненное Кольцо Земли.

Утром только вышли из за острова, стало раздувать. Бил попросил напрячься. Ничего себе ! Другой берег исчезает в дымке. Шли строго по диагонали. Озеро гигантское. Ветер крепко дует в спину и гонит приличную волну. Страшно. Вода холодная. Вокруг никого. Да и нас всех раскидало на приличные расстояния. Хорошо хоть байдарка с поддувом. Но при такой температуре воды вряд ли что то поможет…

Так мы и гребли, как лоси, почти три часа. Все и без остановок. Ветер утих, волна тоже.

Только подошли к берегу — медведь бредет.

Но наша цель — Марго Крик ( Margot Creek). Тонкая речушка, куда заходит нерка.

Вот мы уже к ней приближаемся. В устье лежит крохотный плес, на нем дрыхнет огромный медведь. Нас увидел, зевнул и пошел к берегу. А на берегу рыбаки из Брукс Кэмп. Его не видят. Мы приготовились снимать сцену. Нерка скачет, форель скачет, медведь идет. Спугнул рыбаков. Хорошо.

А мы на плес высадились.

Время есть.

Вскоре к берегу пришла медведица с крупным медвежонком. Уж они плескались в воде! Мама явно умелая — пару прыжков и рыба в зубах. И несет отпрыску, который просто голосит в кустах.

Потом пришла юная мать с двумя малышами. Эта бедняжка прыгала, прыгала, а так ничего и не словила. И ее двое плюшевых малышей все время вставали на задние лапки и заглядывали, как там дела?

В процессе появилось еще два крупных самца. Один ловко прыгал за рыбой, а второй устроил нам полуторачасовые показательные выступления.

Сперва этот красавец ловил рыбу мощными серийными прыжками, с кучей брызг и шумом.  А потом он стал дайвером. Опустил морду в воду и давай все вокруг бороздить. Только круглые светлые ушки торчат над водой. Периодически вытащит рыбу, ловко сделает филейку и с наслаждением ест. По морде течет вода, рядом обязательно крутиться чайка- вдруг что останется…

А потом он сменил направление и пошел в сторону нашего плеса. Бил отдал команду, мы заторопились. Дальше было даже комично. Федя со Славой отлетели сразу метров на 50, а Иван с Тасей застряли в коряге))   Хорошо, что медведь поменял направление и поплыл дальше, вглубь озера. Морда его по прежнему в воде. Раз в 10-15 мин он вдруг подпрыгивает и вытягивает рыбину. Потом садится, у него мелкая вода, и с наслаждением кушает, не забыв разделать сперва филейку.

Мы довольно долго следовали за дайвером, пока он не пошел к плесу и а берегу.

А мы отправились на ночевку на остров.

Место красивенное, но с ненормальным количеством мошек.

Ночью шел дождь.

Утром погоду попустило. Но стало ясно — нам не может везти вечно!

Только отошли от острова, как нас просто сбило волной и ветром. Назад оборачиваться страшно, такие волны идут. А выход из Илиюка где то на горизонте. В общем, собрав все мужество и силу, стали пересекать озеро. Уворачиваясь от больших волн, все время приходилось работать рулем.  Хорошо, хоть ветер попутный!

Так мы в одиночку и боролись все часа два, пока не вошли в следующее озеро, на котором стоит Брукс Кэмп.

Все, цивилизация просто рядом. Вон самолеты стоят возле кромки. Мимо них уныло бредет медведь.  Еще час и мы пристаем к берегу.

Прошли почти полную петлю, километров 100. Жаль, что так быстро.

Брукс Кэмп или Брукс Лодж место странное и уникальное. Попасть сюда можно только на гидросамолете ( читай, на такси). Это единственное место, где человек живет по- соседски с дикими медведями и они друг друга не трогают. На территории есть морозильная камера для рыбы, магазин, ресторан, душ, крохотные срубы по 800 Уе за ночь и огражденный электрической сеткой кемпинг. Первое правило — территория принадлежит медведям. И они тут полноправные хозяева. Да, так и есть. Выйдя из душа, я обнаружила сворачивающего к домику Потапыча. За ним шел рейнджер и гнал его вежливо прочь. Медведи везде — на пляже, на дорожках, под окнами ресторана. В принципе они здесь только потому, что рядом  река Брукс. По ней регулярно идет или лосось или нерка в озеро Брукс. А медведю только того и надо))

В таком месте удивительны еще некоторые социальные вещи. Живущие в палатках могут сидеть возле камина. Довольно дешевый ужин и обед (35 и 20 Уе) , шведский стол с фруктами и зеленью. Всегда (!) бесплатный кофе и чай.  Остальные услуги- рыбалки, лодки, полеты, по нереальным ценам.

Быстро разбили лагерь, перебрали вещи и пошли До ужина посмотреть медведей в устье Брукса. Через реку ведет мост. На другом берегу платформа. Для безопасности и лучшего обзора. Так вот, хотя Кати и предупреждала, закрытие моста на 2 часа сильно вывело нас из равновесия. Идиотизм ситуации состоит в том, что медведи ходят между домиками, а мост для прохода закрыт по причине того, что кто то спит в 100 метрах на берегу! Причем на территории можно наткнуться на медведя везде и всегда! А мост перейти нельзя! В общем, ужин шел, а мы мерзли. Мишутки тут были ни при чем, а корову с рацией убить хотелось….

Наконец мы прорвались, все съели и ушли спать в палатку. Во время ужина медведь щипал траву под окнами ресторана.

Всю ночь шел дождь.

Утром тоже. Холодно и сыро. Отвратительно.

Палатку собирать пришлось очень рано. Ужасно. Все совершенно мокрое.

После завтрака пошли на основную платформу. Идти через лес по дорожке километра 2,5. Дальше построена платформа с видом на небольшой водопадик. По нему вверх поднимается рыба. И когда она идет, медведи ее встречают)))

Сейчас в пене, как в джакузи, восседал один толстый и старый мишка. Вокруг все кипело. Он оставался хладнокровен. Зная, что недопрыгнувшая рыба все равно рано или поздно зацепится за его расставленные лапы, Потапыч мирно сидел. За час на когти нацепилось три крупные рыбины. Одна форель и две нерки. Пару раз сорвалось…. Когда мы уходили, Мистер Терпение оставался на своем посту.

Дождь то утихал, то лил. Вернувшись к ресторану, опять идти на платформу было страшно — если закроют мост, можно и самолет пропустить !

По берегу ходили медведи и это было просто удивительно!

В 16:30 нас подобрал самолетик.  Ветром его швыряло из стороны в сторону, пока не закинуло в Кинг Салмон.  Ну а оттуда уже и до Анкориджа рукой подать.

Дома у Гленды нас опять ожидали восхитительные пироги.

С чем- чем, а с людьми нам на Аляске повезло!

Коллекция надписей из Америки.

На сыре: Инструкция безопасности. Не открывать зубами, только руками.

На большом ведре картинка: Ребенок засовывает голову в ведро. Картинка зачеркнута.

На мотеле: Кровать и , возможно, завтрак.

В туалете: Самая большая туалетная книга.

Название церкви: В Его тени…