Перуджа. Моретти Каселли. Умбрия. Италия. Ч3. Май — 2017
Дата 13 Май 2017

 

Сегодня ночью я нашла Моретти Каселли. Casa Caselli Moretti. Отправила к нему в дом в два часа письмо с просьбой найти для нас время. Толком не поняла, куда мы пойдем, но интернет обещал хорошую прогулку. Из Casa ответили в 6 утра и позвали в гости на 10….

Итак. Кофе я выпила на крыше с видом на умбрийскую долину и холмы.
Потом мы отправились в Рока Паолина.

Был когда то старый город, может этрусский. Этруски вымерли. Следующие поколения жили гордо и независимо. Понастроили из гордыни 17 высоких башен. Как в Сан Джиминьяно. И Папе подчиняться не собирались. За это Папа башни снёс, людей строптивых выгнал, город сверху присыпал и прямо на нем  построил папскую могучую крепость. Следующий город уже внутри крепости на вершине холма. Прямо матрёшка вышла какая то. В Рока Паолина мы и пошли.  Через крепостные ворота попадаешь в тот самый город без людей,  без белья на веревочках, с искусственным освещением, как будто ночь наступила. Она здесь навсегда.  Ещё котов нет.

Стены на входе метров пять в толщину, если не больше. Вот узкими улицами мы и шли. Дома высокие, 3-5 этажей. Как и положено всем местным каменным городам, с кучей поворотов, разветвлений, воздушными арками, переходами.

Так мы подошли к дому Моретти Каселли, который раньше принадлежал правящей семье Больони и не был уничтожен Папой только потому, что оказалась за пределами генерального плана.

Без пяти десять дверь открылась и потомки первого Каселли пригласили нас в их теперь почти родовое гнездо.
Фредерик Каселли долго экспериментировал с пигментами, спекал их, толок, плавил, пока не изобрел краски по стеклу. Ими можно было написать картину, сунуть ее в печь и получить несмываемое цветное изображение, типа витраж. Дело передавалось из поколения в поколение. Последними мастерами регулярно были женщины, обязательно пользующиеся услугами сильных мужчин для работы с печью.

На полках стоят пигменты. В руках хозяйки книга 17 века с метками на полях — Каселли изобретал метод окраски стекла, пользуясь подручной алхимической литературой.

Переходим в другую комнату. Стены и потолок богато украшены. Здесь куча полезных и бесполезных сейчас вещей .

Вот лежит старинная вафельница. Она тяжёлая. Но ее можно до сих пор использовать. Вот доспехи. Дедушка хозяйки их как то надел, а шлем защелкнулся и никто долго не мог его стащить с головы. А купили для рисунка под витраж.

Возле окна витраж головы Иисуса. Копия Тайной Вечери.  Стекло треснуло.

Здесь вообще интересная история. Под Лос Анжелесом  есть мемориальный парк Forest Lawn, для богатых людей. Кладбище те. Парк начал создаваться в 1906 году.  Могилы украшены копиями самых известных мировых шедевров. В особом почете, конечно, римская, греческая и итальянская скульптуры. Здесь более 1500 тысяч произведений!  Современная скульптура, естественно, тоже есть.
И тут вдруг очень понадобилось в Glendales Great Maosoleum  сделать Тайную Вечерю.
Сперва сестры Каселли отказались. Но потом взялись за дело — рисунки, картоны, нарезка стекла, первые пробы. Голова Иисуса трескалась два раза.   У Иуды голова по линии шеи трескалась 5(!) Раз. После этого сестры попросили освятить картоны и работу. Дело пошло живее.
Когда шедевр, состоящий из 25  огромных секций был закончен, сестры вздохнули. Работа отняла 5 лет.   Это произошло после 1957 года, но в каком точно я забыла спросить, а интернет умалчивает. Интернет даже не говорит, что там работали две сестры!
В этом Мемориальном зале помимо Тайной Вечери оказались собраны копии абсолютно всех существующих статуй Микеланджело, включая Давида. В полный рост. Статуи сделаны из каррарского мрамора. Посещение музея живыми бесплатно. Вход мертвым, в зависимости от типа церемонии, колеблется от 3х до 25 тыс долларов. Это без места, конечно…..

Но  отдыхали сестры не долго. Итальянец из ЮАР просто вцепился в их горло  мертвой хваткой. Тайная Вечеря должна появиться  в в Африке!
От прошлой работы остались картоны. Америка не выкупила столь дорогой продукт. После препирательств, сестры Каселли опять стали смешивать и запекать краски.

Потом в семейной истории наступил пробел. О Тайной Вечере забыли. А дальше ящики с витражами всплыли в 90х годах в Сансеполькро!  Тайную Вечерю никто не отправил в Африку!

Тогда ее смонтировали в местной церкви.  Американцам об этом ничего не сказали.  И они до сих пор, бедолаги, думают, что у них единственный в   мире Леонардо из стекла  в хорошем качестве!

Жаль, что эту историю мы узнали так поздно….

Переходим в следующий зал.
И тут в правом углу мы видим сияние шедевра — витражных портрет Маргариты Наварской. Это что то фотографически объемное, излучающее неземной свет. Открыв рты, стоим. Смотрим. Рты отрыты. Каждый кусочек стекла прорисовывают и запекают минимум три раза в печи. Кусочки соединены оловянными профилями. В данном случае они вплетены в узор и составляют единое целое с картиной. Золото и серебро не просвечивается, поэтому Фредерик Каселли талантливо проработал корону и украшения белыми, черными, жёлтыми и коричневыми красками. Витраж имеет естественное освещение — занимает оконную нишу.


Эту картину как то увидел московский Поп ( как сказали наши экскурсоводы). Переговоры о витраже для церкви длились бесконечно долго. Поп хотел много золота и на простые краски не соглашался.  Потом православная церковь прислала отказ по причине невозможности принять современное искусство…..

В комнате множество картонов, по которым в окрестных церквях сделаны витражи. Такая кропотливая и сложная работа почему то всегда анонимная. Каселли вывел ее на свет. Во всяком случае , приложил максимум усилий.

Идём дальше по дому. Мастерская, где работает одна из  Каселли. Здесь лежат рисунок, картон, куски стекла на другом стекле. Они временно скреплены восковой веревкой между собой.  Потом каждый кусочек стекла будет запекаться отдельно. Хорошо, что печи сейчас электрические и можно выставить температуру. Раньше для одного запекания использовали до 100кг дров. А потом печка остывала неделю. И не дай то Бог какой перепад температуры! Крак -  и все в помойку….


В общем, семейство Каселли порадовало чарующим сиянием красок и витражей, лошадиной работоспособностью и тем, что откликнулось на просьбу прийти к ним в гости!

Теперь в Коллегию! Биржа, вроде как. Здесь всего две комнаты. Обожаю, когда помещение не имеет ни сантиметра голой штукатурки! Пол -  мраморный, стены  до 2х метров- деревянная интарсия,  остальные стены и потолок — роспись Перуджино….. Помещения небольшие и напоминают драгоценный ларец. В первом помещении портрет самого Перуджино. Выходить не хотелось.

Теперь тихонько входим в Дуомо. Он гигантский! Я знаю, чьи здесь витражи! Главная роза — из семейства Каселли! Я видела у них дома картон!

Следующее, что мне не терпится увидеть, это Апиева дорога и акведук. Я немножко недочитала об этих местах, ТК нашла их пару часов назад. И не очень понимаю, что это. Те понимаю, но не понимаю как и зачем. Представляю такой себе древний high- line  между домами.
Оно, вроде, как бы и хай- лайн. Акведук ровный. Не широкий. Теперь к нему пристроились дома. Входные двери выходят прямо на акведук.


Но ведь это инженерный проект конца 13(!) Века! Думаем. Ещё раз. В 13 веке по вот этому акведук в центральный фонтан подавали воду. Вверх. Вверх. Вверх. Специальной гидравликой и насосами. Отработав 600 лет, гидравлика начала барахлить и в конце 19(!) Века акведук прикрыли…..


Предлагаю перечитать последний абзац, открыть историю Украины, России и тд и посмотреть, как обстояли дела с акведуками у нас… Или просто с водопроводами, что ли….

После обеда думала заглянуть в собор св.Петра. Только я так думала.

Не доезжая 4 км до Ассизи,  церковь Санта Мария Дель Анджело. Она огромная. Поглотила другую церковь, где жил Франциск Ассизский, поглотила место его захоронения, его келью. Сотни тысяч людей стекаются со всех сторон. Вот так мы случайно попали в одно из сакральных мест христианского мира.


Осталось поселиться на ферме. Холодно. Страшный ветер.


Требуется прогулка через оливковую рощу в монастырь св. Домиана. Заглянем в монастырь св.Клары. у нее роскошная мраморная усыпальница.


Пицца.
Прогулка.
Спать.

Прокомментировать