Итак. Третий день в Константинополе.
Утро началось со Святой Софии.
1. Тщательно изучив литературу, мы все таки смогли обнаружить на капителях монограммы Юстиниана и Феодоры.
Внимательно исследовав стену, нашли отпечаток руки Мехмеда Завоевателя, крепеж для светильников и подозрительную астрологическую фигуру.
На втором этаже были исследованы древние граффити и мозаики.
Особенно интересны выскобленные лица Зои и Константина.
При этом мы забыли взглянуть на колонну, в которой жил ангел-хранитель Святой Софии.
2. После Софии мы пошли в церковь св. Ирины. Попасть сюда теперь можно в любое время, купив билет.
Церковь невероятно просторная, пустая и огромная.
Апсиду украшает строгий золотой крест, очерченный чёрным и с капельками по краям. Там же в апсиде находится полная невидаль - синтрон , каменные лавки, ярусами поднимающиеся к куполу. Здесь заседали епископы.
Колонны простенькие, капители украшены резными крестами. Типичный и единственный пример культовой постройки иконоборческого периода. Те внутреннего убранства, ибо сама церковь была возведена до Софии.
3. В гостиницу неподалеку от Софии нас не пустили по причине реконструкции. Там где-то в подвале спрятана цистерна.
Ладно.
Идем искать дворец Вотаниан.
Стену дворца мы нашли. И железную дверь нашли. Открывали ее, по- видимому, очень давно. Ключи от двери должны были быть в магазине напротив. Но и этот магазин имел очень запущенный и, я бы сказала, мёртвый вид.
Ладно.
Идем дальше.
4. Где-то внутри улицы Pasa Camil Sok есть древний караван-сарай. Внутри него стоит таинственная башня Ирины.
Мы в каким- то местном торговом квартале. Снуют люди. Улица резко уходит вверх. Сворачиваем в здание, напоминающее караван сарай. Как потом выяснилось, это Бйюйюк Йени Хан, построенный в конце 18 века. Везде мусор и грязь, висят провода, плоский труп крысы с подогнутыми лапками. Идем на второй этаж. Здесь офисы, но работали они, по видимому, давно. Но внизу полно людей. Что- то торговое здесь происходит.
Выходим и идем дальше.
В карте нужное место называется Валиде Хан. Это караван- сарай, построенный раньше, в конце 17 века.
Передо мной огромные железные старые ворота. В них маленькая калитка. Только она и открыта. Осторожно всовываю нос в калитку.
Сзади подходит турок и театральным жестом приглашает пройти внутрь. Мы заходим во двор.
Пытаюсь объяснить турку, что нам на верх.
Он это прекрасно знает и без нас.
Опять указывает на лестницу.
Ну, здесь все выглядит совсем заброшенным и таинственным. Мы идем коридорами, со стен свешиваются провода и паутина. Полумрак и никого. Лестницы, как у Эшера, уходят вверх по стене и исчезают.
Турок останавливается возле огромной деревянной двери, окованной железом. Открывает её. Как в Буратино. За нарисованным камином оказалась потайная лестница. Турок исчез, а мы поднялись на крышу.
Перед нами красовался Босфор, кусочек Золотого Рога, Галатская башня и еще пол Стамбула! Крыша караван сарая оббегала полный квадрат и была густо усыпана куполами.
С видом на Галатский мост торчит Башня Ирины. Назвать её архитектурным шедевром язык не поворачивается. Но она действительно старая.
Посмотрев фотографии начала века, я поняла, почему пишут, что башня стоит прямо на караван сарае. Просто к Валиде Хан в этом месте примыкал ещё более древний караван- сарай.
Теперь он полностью застроен омерзительными скворечниками, которые уже доросли до крыши башни Ирины. В один прекрасный момент новое строительство проглотит эту башню. Жаль.
Насладившись видом, идем дальше.
5. Вот и акведук Валента.
Где- то с его восточной оконечности есть заход наверх. Пока что мы проходим под ним. Я вижу , что акведук приведён в порядок, его верхняя часть закрыта огромной решеткой , которая выступает копьями в стороны сантиметров на 70. Не понимаю, как на него можно залезть. Поэтому захожу в кафе и начинаю уговаривать хозяина пустить нас выйти из окна на акведук.
Хозяин очень стойко выдерживает мой натиск. Максимум, которого я добиваюсь, это вид из окна на акведук, Кариотиссу, она же Калехандирне и поход в туалет.
Акведук шикарный. Радует то, что найденный нами вчера в Белгородском лесу и этот в Стамбуле - одно целое. Вода поступала в основную цистерны Йеребатин (с головами медузы). Вот как воду забирали и распределяли из цистерны остаётся загадкой. И ладно.
6. Кариотисса. Она просто упирается в акведук. Конечно, лучше всего её рассматривать с высоты. Но нам уже не повезло.
Смотрим мечеть- церковь, захожу в скверик возле акведука. Тут многие столетия валяются колонны, а в руины стен вмурованы сполии.
Но меня интересует потайная дверца в южной части. Служители долго совещаются, просят государственное разрешение, звонят куда -то. Все таинственно и непонятно. Наконец- то дед берет ключи, получает от нас мзду (это был первый и последний случай бакшиша). Мы идем к железной калитке. Дед с трудом открывает замок. Заходим в пристройк. Все, как обещал товарищ Иванов — мозаики и фрески. Потрясающе! Правда при таких условиях через пару лет мозаика отвалится, а фрески просто смоются.
И тут Иван делает открытие.
На полу в юго- восточном пределе он находит наборную мраморную пятиконечную звезду в круге! Никто такого знака никогда не видел. Что это? Сторож попытался что- то объяснить. Если мы правильно поняли, то её только очистили из под слоя мусора и грязи.
На выходе мы обнаружили остатки крупной напольной мозаики.
Уф!
Это было реально круто!
7. Теперь мы идем к Gul Gamii. Мечеть роз, в прошлом роскошная византийская церковь, больше похожая на замок. Идем по холмам вверх и вниз, мимо старых Стамбульских кварталов. Дома здесь по большей части деревянные и ветхие. До земли свисают провода. Везде грязно. Дети играют на улице, мелькают женщины в чёрном, как вороны. Заунывно поют муэдзины. Стамбул здесь. Он как будто сошёл с черно- белой фотографии начала 20го века. А центр отдан иностранным гостям.
Вот и мечеть. Идет намаз. Нужно подождать. Внутри мечети справа от алтарного пространства есть колонна. В нее ведет лесенка, а на верху стоит саркофаг. Вот его- то я и хочу увидеть.
Мужчины покидают мечеть и нас зовут внутрь. Лесенку я нахожу, но служитель неотступно следует за мной и активно трусит головой, всем видом давая понять, что нам туда нельзя. Жаль.
Теперь мы спускаемся к Золотому Рогу, а потом идем назад, в квартал Большого Дворца. По мере приближения к центру, Стамбул приобретает привычный для туриста вид.