Караван-сарай и Кариотисса. День 3. Турция — февраль 2015
Дата 19 Февраль 2015

 

Итак. Третий день в Константинополе.
Утро началось со Святой Софии.

1. Тщательно изучив литературу,  мы все таки смогли обнаружить на капителях монограммы Юстиниана и Феодоры.
Внимательно исследовав стену,  нашли отпечаток руки Мехмеда Завоевателя,  крепеж для светильников и подозрительную астрологическую фигуру.
На втором этаже были исследованы древние граффити и мозаики.

Особенно интересны выскобленные лица Зои и Константина.
При этом мы забыли взглянуть на колонну,  в которой жил ангел-хранитель Святой Софии.

2. После Софии мы пошли в церковь св. Ирины. Попасть сюда теперь можно в любое время,  купив билет.
Церковь невероятно просторная, пустая и огромная.

Апсиду украшает строгий золотой крест,  очерченный чёрным и с капельками по краям. Там же в апсиде находится полная невидаль -  синтрон , каменные лавки,  ярусами поднимающиеся к куполу. Здесь заседали епископы.
Колонны простенькие,  капители украшены резными крестами. Типичный и единственный пример культовой постройки иконоборческого периода. Те внутреннего убранства, ибо сама церковь была возведена до Софии.

3. В гостиницу неподалеку от Софии нас не пустили по причине реконструкции. Там где-то  в подвале спрятана цистерна.
Ладно.
Идем искать дворец Вотаниан.
Стену дворца мы нашли. И железную дверь нашли. Открывали ее,  по- видимому, очень давно. Ключи от двери должны были быть в магазине напротив. Но и этот магазин имел очень запущенный и, я бы сказала,  мёртвый вид.
Ладно.
Идем дальше.

4. Где-то внутри улицы Pasa Camil Sok есть древний караван-сарай. Внутри него стоит таинственная башня Ирины.
Мы в каким- то местном торговом квартале. Снуют люди. Улица резко уходит вверх. Сворачиваем в здание,  напоминающее караван сарай. Как потом выяснилось,  это Бйюйюк Йени Хан,  построенный в конце 18 века. Везде мусор и грязь,  висят провода,  плоский труп крысы с подогнутыми лапками. Идем на второй этаж. Здесь офисы,  но работали они, по видимому, давно. Но внизу полно людей. Что- то торговое здесь происходит.
Выходим и идем дальше.
В карте нужное место называется Валиде Хан.  Это караван- сарай,  построенный раньше,  в конце 17 века.
Передо мной огромные железные старые ворота. В них маленькая калитка.  Только она и открыта. Осторожно всовываю нос в калитку.


Сзади подходит турок и театральным жестом приглашает пройти внутрь. Мы заходим во двор.
Пытаюсь объяснить турку,  что нам на верх.
Он это прекрасно знает и без нас.
Опять указывает на лестницу.
Ну, здесь все выглядит совсем заброшенным и таинственным.  Мы идем коридорами, со стен свешиваются провода и паутина. Полумрак и никого. Лестницы,  как у Эшера,  уходят вверх по стене и  исчезают.


Турок останавливается возле  огромной деревянной двери,  окованной железом. Открывает её. Как в Буратино. За нарисованным камином оказалась потайная лестница. Турок исчез, а мы поднялись на крышу.

Перед нами  красовался Босфор,  кусочек Золотого Рога,  Галатская башня и еще пол Стамбула!  Крыша караван сарая оббегала полный квадрат и была густо усыпана куполами.


С видом на Галатский мост торчит Башня Ирины. Назвать её архитектурным шедевром язык не поворачивается. Но она действительно старая.
Посмотрев фотографии начала века, я поняла,  почему пишут,  что башня стоит прямо на караван сарае.  Просто к Валиде Хан в этом месте примыкал ещё более древний караван- сарай.

Теперь он полностью застроен омерзительными скворечниками,  которые уже доросли  до крыши башни Ирины.  В один прекрасный момент новое строительство проглотит эту башню.  Жаль.
Насладившись видом,  идем дальше.

5. Вот и акведук Валента.
Где- то с его восточной оконечности есть заход наверх. Пока что мы проходим под ним.  Я вижу ,  что акведук приведён в порядок,  его верхняя часть закрыта огромной решеткой ,  которая выступает копьями в стороны сантиметров на 70. Не понимаю,  как на него можно залезть. Поэтому захожу в кафе и начинаю уговаривать хозяина пустить нас выйти из окна на акведук.


Хозяин очень стойко выдерживает мой натиск.  Максимум,  которого я добиваюсь, это вид из окна на акведук,  Кариотиссу,  она же Калехандирне и поход в туалет.
Акведук шикарный.  Радует то,  что найденный нами вчера в Белгородском лесу и этот в Стамбуле -  одно целое.  Вода  поступала в основную цистерны Йеребатин (с головами медузы).  Вот как воду забирали и распределяли из цистерны остаётся загадкой.  И ладно.

6. Кариотисса. Она просто упирается в акведук. Конечно,  лучше всего её рассматривать с высоты.  Но нам уже не повезло.
Смотрим мечеть- церковь, захожу в скверик возле акведука.  Тут многие столетия валяются колонны,  а в руины стен  вмурованы сполии.

 


Но меня интересует потайная дверца в южной части.  Служители долго совещаются,  просят государственное разрешение, звонят куда -то.  Все таинственно и непонятно.  Наконец- то дед берет ключи,  получает от нас мзду (это был первый и последний случай бакшиша).  Мы идем к железной калитке.  Дед с трудом открывает замок.  Заходим в пристройк. Все,  как обещал товарищ Иванов — мозаики и фрески.  Потрясающе!  Правда при таких условиях через пару лет мозаика отвалится,  а фрески просто смоются.


И тут Иван делает открытие.
На полу в юго- восточном пределе он находит наборную мраморную пятиконечную звезду в круге! Никто такого знака никогда не видел. Что это?  Сторож попытался что- то объяснить. Если мы правильно поняли,  то её только очистили  из под слоя мусора и грязи.
На выходе мы обнаружили остатки крупной напольной мозаики.
Уф!
Это было реально круто!

7. Теперь мы идем к Gul Gamii. Мечеть роз,  в прошлом роскошная византийская церковь,  больше похожая на замок.  Идем по холмам вверх и вниз,  мимо старых Стамбульских  кварталов. Дома здесь по большей части деревянные и ветхие. До земли свисают провода.  Везде грязно. Дети играют на улице, мелькают женщины в чёрном,  как вороны. Заунывно поют муэдзины.  Стамбул здесь. Он как будто сошёл с черно- белой фотографии начала 20го века. А центр отдан иностранным гостям.


Вот и мечеть.  Идет намаз. Нужно подождать.  Внутри мечети справа от алтарного пространства есть колонна.  В нее ведет лесенка, а на верху стоит саркофаг.  Вот его- то я и хочу увидеть.
Мужчины покидают мечеть и нас зовут внутрь.  Лесенку я нахожу, но служитель неотступно следует за мной и активно трусит головой,  всем видом давая понять,  что нам туда нельзя. Жаль.

Теперь мы спускаемся к Золотому Рогу, а потом идем назад, в квартал Большого Дворца. По мере приближения к центру, Стамбул приобретает привычный для туриста вид.

 

Прокомментировать