На поиски Константинополя. День 1. Турция — февраль 2015
Дата 18 Февраль 2015

На поиски Константинополя по Иванову.

День 1.

1. После улицы Ogul Sokak  в изгибе Torun Sk. стоит разрушенная древняя постройка.  Ее прикрывает хилый алюминиевый забор.  По слою земли и  внешней стене легко можно забраться на купол и заглянуть в проем.  Там мы обнаружили круглую в плане постройку,  куски мраморных капителей.   Вокруг торчали ещё пару куполов .  Коленька на крышу не полез.

Из прилегающего двора пролом вёл прямо внутрь помещения. Но хозяев не было и мы решили не наглеть. Строители на соседнем здании к нашему любопытству отнеслись с пониманием. А проходящие англичане,  посовещавшись,  полезли за нами по грязи вверх.

Женщина из окошка любезно сообщила,  что конструкция является оттоманским хамамом.  Впрочем,  она совершенно не возражала,  когда я уточнила,  а не византийская ли это церковь.

2. Дальше в сопровождении местных собак мы пошли в сторону гостиницы Four Season. Огромный  пёс ласково грыз мой зонт.
Справа за гостиницей Султанахмет есть большая площадка. С площадки железная лестница идёт вниз вдоль древней стены.  А слева под лестницей мы исследовали несколько больших залов с арочными кирпичными перекрытиями.  Начитавшись Иванова, посмею утверждать,  что это залы Большого Дворца.

3. Гостиница Four Seasons выглядит великолепно и занимает жирный дорогой кусок земли между Айя Софией и Султанахметом.  Портье любезно распахнул дверь,  не предполагая,  что мы не являемся постояльцами. Девушка на ресепшине  на вопрос,  где возможно осмотреть  древние руины, указала на коридор и посоветовала  воспользоваться лифтом. Далее,  в силу отсутствия воображения,  мы  поехали вниз, ознакомились с фитнесс центром, внутренним двориком и собирались было  исследовать потаенные углы этого чуда . Тут- то нас и поймал персонал,  онемевший от изумления,  что мы здесь не живем.  Чтобы удостовериться,  что мы больше не свернем с пути,  портье любезно впихнул нас в лифт и нажал четвёртый этаж.

Наконец- то мы прибыли на террасу,  с которой открылся вид на Софию и раскопки. Под гостиницей раньше была Магнавара. Для чего точно предназначалась эта часть Большого Дворца — не ясно. Сейчас эту площадку потихоньку расскапывают.  Над лабиринтом комнат проложены деревянные настилы.

4. Добрая англичанка посоветовала выпить кофе на террасе гостиницы 7 Hills. Она рядом с Four Seasons. Воистину,  лучший вид Стамбула именно здесь.  Терраса высокая,  доминирующая.  Стоит аккурат между Софией и Султанахметом. И Магнавара видна отсюда лучше. И Босфор и Галата . Поразительно,  но на крышу подают великолепный густой турецкий кофе.

5. Буквально рядом на соседней улочке Kutlugun Sok 31 находится магазин ковров Bastian Asia Minor Carpets. Двор прикрывает решётка. Замок был открыт.  В кафе одиноко сидел хозяин,  который кивнул нам головой,  мол,  идите. Мы открыли калитку и прошли во двор. Просто посреди двора вниз уходила железная лестница.

Куда- то в темноту.  Мы спустились метров на 5 вниз и попали в анфиладу комнат. Купольные потолки изящно выложены узким  кирпичом. В стенах прячутся нераскопанные входы — выходы.  В одном месте купол обвалился.  Туда вставили прочное стекло.  Снизу я увидела кресло кафе. Предположительно, мы находились в коридорах Большого Дворца. Нам доступно только три помещения.

Выходили мы по другой лестнице и опять попали во дворик.

6. Теперь спускаемся на одну улицу вниз и идем параллельно ипподрому. Вот и византийская аркада.  Сильно отремонтированная,  но не побежденная.  Все входы плотно заперты железными дверями.

Справа от аркады небольшое кафе.
Спрашиваю,  можно ли попасть в аркады.  Да.  Ответ очень жизнерадостный.
Мы проходим через зал,  подходим к барной стойке.  Хозяин куда- то показывает вниз,  под стойку.
К своему не сказанному изумление я нахожу глиняный мини колодец. Его глубина порядка 10 метров.  На дне плещется прозрачная вода. В подсветке плавают рыбы!  Говорят, их можно выловить и съесть! Это цистерна.

Тут же из бара в аркаду ведет лестница. Мы проходим через прозрачную дверь.
Целых три этажа подверглись ремонту. Это -  коридоры Большого Дворца.  Я не могу сказать,  что меня радует качество.  Но иначе этому место грозит полная гибель. Со временем здесь будет прекрасное кафе. А пока нас напоили крепким чаем и денег не взяли.

7. Еще нам нужно найти турагенство Kirkit Voyage.  На улице Amiral Tafdil Sok 12. пару кругов по узким улицам с деревянными османскими зданиями и мы в турагенстве. Служащий обреченно кивает головой и ведет нас через какие-то комнаты. Дальше идите сами и делайти что хотите.

Спускаемся в подвал. Чистый и отремонтированный. Только стена у него выложена знаменитой византийской кладкой, а в полу любезно вставлены толстые стекла. Под ними остатки мозаичных полов. Красивый подвал.

В углу еще одна лестница ведет на этаж ниже. Тут неотремонтированное помещение церкви. Скорее всего. Совсем недавно на стенах были видны фрески. Все. Температурно-влажностный режим здешнего помещения погубил их окончательно и бесповоротно. Возможно, во всем виновата айязма. Целительный источник, те.

7. Дальше по плану,  позади Султанахмет,  находится небольшой и очень изящный музей мозаик.  Часть мозаик в музей перенесена,  а часть была найдена и законсервирована.  Когда- то по этим восхитительным крохотным кусочкам разноцветного мрамора ходил император и его челядь . Восхищения достойны сцены охоты и домашнего хозяйства.  Особенно тщательно выложена длинная густая шерсть круторогих коз.  Издали мозаика выглядит не хуже рисунка.
На одной из стен изображён слон.

При укреплении мозаик использовались аэрокосмические технологии.  Так, плита,  на которую перекладывали мозаику,  представляет из себя облегченный сендвич.  В середину проложены алюминиевые секции,  придающие конструкции прочность и лёгкость.

8. Ноги вынесли нас на ипподром.  Там по- прежнему утоплены вглубь веков составной обелиск,  змеиная колонна и чудо из Египта.  Трудно поверить,  но на змеиной колонне сравнительно недавно ещё были головы.  Их отрубили и растащили в частные коллекции.  Похоже,  одной все-таки повезло и она попала в археологический музей.
Египетский обелиск покоится на мраморной основе. Богатый четырехсторонний рельеф изображает Константина с подданными .  Обелиск стоит как раз напротив того места,  где во время забегов в кафисме сидел василевс.  Эта же кафисма , по нашему — правительственная ложа,  изображена на всех четырех сторонах опоры.

9. Напротив сфендоны находится роскошный магазин роскошных ковров. Nakkas. Огромная фотография привлекает Коленькино внимание. Там есть цистерна. Есть она и в моей книжке. Но Коленька нашел ее быстрее.

Заходим в великолепное помещение, украшенное шелковыми коврами с 2мя миллионами двойных узелков на квадратный метр. Ковры такие дорогие, что при продаже одного метра можно отреставрировать подземное чудо. А оно тут есть.

Идем по коридору и спускаемся вниз. Вот они, стройные ряды колонн, арки и купольный потолок. Между колоннами проложены деревянные настилы. Кое-где стоят влагомеры. И это приятно радует глаз. Мягкий желтоватый свет придает очарование и таинственность.

Иногда здесь проходят показы мод, иногда стильные выставки. А в ближайшее время кто-то из раши захотел тут отобедать.

Любуемся коврами и идем дальше.

10.  Поворот ипподрома упирался в естественную скалу,  к которой была достроена полусферическая кирпичная конструкция. Это сфендона. Она выглядит,  как заброшенный кусочек Колизея. В былые времена в сфендоне содержали диких зверей.  Теперь это настоящий лабиринт.

Сверху на сфендоне стоят университет и школа.  С площадки открывается прекрасный вид на Мраморное море.
Ключ от подвала есть у директора. И,  по не проверенным данным,  в лабиринты сфендоны можно попасть. Но, руководство разводит руками и говорит йок.  Это означает только одно. Нам туда нельзя.

11. Ладно.  Пойдем дальше искать самую красивую цистерну Serefiye sarnici.  Она расположена почти возле Месы. На пересечении Piyer Loti  и  Ahmet Sok.
Вот и угловой магазин.  Спрашиваю продавца, где цистерна. Он машет рукой в сторону стройки и сообщает,  что она закрыта на реконструкцию.
Я пытаюсь заглянуть в щель забора.  На территории работают строители.  Сторож, завидев мой глаз, показывает,  что ему не жить,  если он нас впустит. Я настойчиво мигаю и моргаю.  Отчаявшись,  сторож зовёт прораба.  Ворота открываются и мы идем к цистерне .
Она утоплены метров на 20 вниз. Спуститься мы не можем,  тк идут активные строительные работы. Зато мы видим обширный колонный зал. Какие внутри колонны -  совершенно непонятно,  тк все они зашиты защитными листами. Рабочие удивлённо поднимают головы.
Думаю,  уже к лету здесь будет роскошный прохладный ресторан.

12. Пришло время Бирбиндерека. Эта цистерна официальная,  платная. Она совсем рядом.  Вход, правда перенесли.

Заходим внутрь. Настоящий колонный зал. На каждой колонне есть уплотнение. А на уплотнениях, Почти на всех, монограммы строителей.

Колонн здесь 224. Лес.

Кое-где стоят аккуратные сосуды. С потолка к ним тянутся веревки, а по веревкам стекает влага.

13. Последним местом в списке этого микрорайона у меня была гостиница Crown Eresin Hotel. В холле этого дорогого отеля есть кусок византийской стены, пару мраморных колонн. А в ресторане в аккуратном круге под толстым стеклом подсвечивается мозаика. Красиво, но очень мало.

14. Приморские стены.

Теперь мы отправились вдоль приморских стен. Очень мне хотелось залезть в пару башен, походить по оставшимся анфиладам. Увы. Начался портивный холодный дождь. Сумрки стали надвигаться быстрее, чем этого хотелось. Мы шли вдоль приморских стен и я смотрела, как выпирают куски колонн, мраморные плиты. Под землю уходят арки и ворота. Культурный слой и так уже вырос метров на 5. А. если еще подрастет? Вообще исчезнут тогда могучие стены. Их и сейчас уже плотно облепили кафе и растораны. Потайные дверцы разрезали кирпич и камень.

Стало совсем холодно и мокро.