Отчет о прохождении Свидовца осенью. Украина. октябрь — 2014
Дата 20 Октябрь 2014

Свидовецкий хребет поздней осенью
Пройти этот хребет можно или с востока на запад или в обратную сторону. Восток это Ясеня, Квасы или Драгобрат,  как мест старта.  Запад это Усть-Черная или Красная. Большинство людей стартуют от Драгобрата и, когда хребет Апшинец заканчивается и начинается  собственно Хребет Свидовец,  уходят на Север в Горганы,  к Сивуле.

Я выбрала точку старта Усть-Черная. Это плохо различимое место на карте. К нему ведет северная дорога из Воловца и Южная от Тячева. Саша вычитал,  что если ехать из Воловца через Колочаву, то мы обречены на дополнительные30 кмдо Усть-Черной  пешком.  Дорога существует только на карте и в воображении Гугл.

Ехать из Мукачево было всего 140 км.  Но какие!  Совершенно ужасная дорога,  вся в ямах и дырках. В общем,  правильно было рано утром выходить в  Ивано-Франковске и добираться через ясиня и через юг.
Во всяком случае,  через Ивано Франковск мы были бы в Усть Черной к 10утра. А так мы прибыли в 13-00. Пока сложились и перекусили,  то стартовали в 13-30.

Итак. Старт в 13-30 из Усть Чорной. Дорога сразу круто забирает вверх. По склонам стоят желтые и красные деревья. Неожиданно, но этот весь массив — лиственные деревья: бук ,  граб, клен. Первые заморозки уже были и деревья нереально красивых цветов. Дорога засыпана опавшими листьями. Воздух уже осенний.  Да и тучи собираются.

Так мы и ползем вверх по хребту. В данном случае,  конец пытки вверх-  гора Темпа. Она же и начало хребта Свидовец. Всего то нужно набрать1300 Мпо высоте и пройти 14 кмдо Темпы. Воды по дороге нет. Поэтому, мы как верблюды. Каждый несет до 3х литров воды. А еще -  много теплой одежды.

Хребет очень крутой и длинный.

К  17-15 набираем 700 мпо  высоте и проходим8 км.  Мы даже не дошли до Малого Стога!  Опускается туман и начинает накрапывать дождик.  Ненавистные рюкзаки оттягивают плечи. Все.  Ночлег. Начинается очень сильный дождь. Нам все равно. Мы поели и нырнули в  теплые спальники. Ели порознь — у нас экспериментальная сублимированная пища,  в ребят приготовленный суп. Мы сыты уже через 20 минут. А у них только овощи сварились…. А еще туда что то о нужно добавить и варить дальше….

Ночью шел дождь.
Утром туман окутал хребет. Выплывают красные и коричневые деревья. Не хватает только ежика и лошади.

В 9 утра мы стартуем.

Хребет песочно желтого цвета. Мелькают голубые пятна в небе. До Темпы мы идем еще 8 тяжких километров. Пришли где то к 12 дня. Погода отличная. Ветер поменял направление. Теперь он северный и холодный. На склонах спелая брусника. Кроме нас — никого.  Хребет виден вперед и назад.  Перед нами Крутяски Большая и малая,  Унгаряска.  Пытаемся найти Стог. Не видно. По сторонам мелькают лужи и ручьи. Лужи рядом. Многие с чистой водой. У нас есть фильтр и нам все равно,  откуда брать воду.  А вот до ручьев довольно далеко.  До кошар тоже. Они все ниже метров на 200.

Ближе к 2м часам стало ясно — до Стога нам не дойти. Не хватает светового дня. Теперь наша цель озеро Довгяска. Мы идем по хребту. Справа и слева ледниковые склоны. Нереальная красота!

Сюрпризом оказалась Геришяска. Перед эту милой горой дорога нырнула вниз метров на 100,а потом вертикально полезла вверх на 150. Еле дотащились и вытолкали рюкзаки. Слева где то очень в глубине прошли озеро Апшинец.  Только истинный энтузиаст может попробовать испить тамошней водицы. Тут не обойдется без затяжного  прыжка с парашютом во глубину долины.

Теперь перед нами хребет Апшинец.  Виден Стог с подъемниками. Треугольником торчит Близница.  Внизу плещется Озеро Довгяска.  Уже 4 часа дня.  Очень ветрено и холодно.

Спуск к озеру занял еще полчаса. Мы здесь совершенно одни. Только есть еще следы больших лап.  Наверное,  волк приходил попить.

Греем воду. Душ. Еда. Чай. Спать. Температура резко падает.

Мы прошли сегодня23 кми прилично утомились. Здесь нет никого.  Только следы зверей и какашки с брусникой.

К озеру нужно было спускаться через гору Довгяска — этот путь в два раза короче и красивее.

Ночью в палатке было +1С. Весь тент покрылся коркой льда.  Высыпали звезды.

Рассвет был великолепным -  все оттенки розового и апельсинового. В лужах образовались устойчивые корки льда.  А нам было всю ночь тепло в пуховых толстых спальниках.

Утро было ясным и на далеком горизонте из дымки появились контуры Черногорского хребта. Рерих.

Утром мы поползли вверх на хребет. Первой на пути попалась гора Большой Котел.  Под ней действительно образовался ледниковый котел с маленькими озерцами.  Дорога шла траверсом,  но никак нельзя  было упускать такую вершину.  Подьем на Котел крутой, но короткий. А там просто дух захватывает от панорам,  туч внизу долины,  вершин и хребтов.

Дальше,  минуя вершины,  еще4 кмдо перемычки за Стогом,  откуда дорога идет на Драгобрат. Под Стогом два родника.  Но где тут можно поставить палатку — для меня загадка.

На последнем участке появились люди и даже мотоциклисты.

Еще чуть чуть и мы спустились в Драгобрат.  К часу дня.  Ничего тут не поменялось -  дома-замки,  старые убитые подъемники и что то,  что именуется дорогой,  но ею не является.  Убиваться по этой грязи вниз никто не захотел.  За 300 гривен фельдшерская машина образца 1917 года стащила нас в Ясиня .  На этих склонах осень не чувствуется, здесь нет лиственных деревьев.  Одни смереки.

Итого42 км.  Хребты Свидовец и Апшинец.