Велопоход по Холодному яру. Украина — октябрь — 2014
Дата 13 Октябрь 2014

Холодный яр
Странно,  но нигде нет схемы самого знаменитого лесного массива Украины.  Читаешь,  как здесь каждая травинка и горбинка имеют народное историческое название.  Только где же все это? Найти на картах невозможно.  Карт не существует.

Вот мы и отправились в Холодный Яр на велосипедах по обычным бумажным картам и гуглу. А в гугле всего две дорожки в этих местах.

Стартовали из Жаботина.  Это маленькое село,  живописно расположенное между валами.  Оставив машину, двинулись в сторону Холодного Яра.

Сразу за селом дорога круто ушла вверх по каменной кладке. А потом довольно приличная грунтовка пошла по гребню. справа и слева открывались яры.  Куда  то иногда сворачивали малоезженые дороги без опознавательных знаков. Здесь даже есть лесничество. И я нашла схему просек. Но никто не маркирует здесь ничего!

По ходу ушли влево. Просто для понимания,  как выглядят глубинные дороги.  Красиво.  Покрыты желтой листвой.  Иногда завалены деревьями и круто уходят вниз.  Потом так же круто взбираются на холмы.

Ближе к Мотронинскому монастырю мы раньше времени свернули вправо и попали на свежую вырубку.  Выезда из нее второго не было и пришлось вернуться на дорогу.  Теперь мы точно двигались по Гайдамацкому яру.  Об этом гласил памятный столб. Где мы ехали до этого — настоящая загадка.

Преодолев очередной подъем,  мы попали к памятнику партизанам.

Дальше дорога порезала высокий вал.  Последний перед монастырем.  Через поле прекрасно просматривались голубые здание церкви и собственно монастырская постройка.  Что то очень неуловимое было в ней от замков Луары. Башенки по краям? Но только издалека.  Чуть ближе становилось ясно — силикатный кирпич -не лучший материал для постройки культовых сооружений.

Прямо с дороги Т 2402 открывается лучший вид на монастырский комплекс.  Почему то Ивану очень захотелось кушать котлетки с другой стороны монастыря.  Этой другой стороной оказался Гайдамацкий пруд,  чуть ниже стен монастыря.  Возле пруда построили столики. День сегодня хороший  и к столикам  невозможно приблизиться. Людей огромное количество.
Подниматься вверх на сытый желудок не самое приятное.

Теперь мы поедем в Буду.  Но по дороге абсолютно необходимо найти квадрат 49 и в нем казацкие захоронения.  Мы искали долго.  И сперва довольно безуспешно. Потом нашли все таки столбик номер 49. маленькая, но победа. Здесь нет ни одного квадратного метра ровной поверхности. Лес лиственный. Множество дубов , грабов, кленов и еще чего то,  что эндемично или редко. Впереди что то по весеннему зазеленело.  Обширные поля Барвинка крещатого.  Это чудо растет только тут. А вот могил нет. Ничего не нашли.

И поехали в Буды.

Возле Дикого хутора настоящее субботнее паломничество.  Люди приехали  автобусами,  десятки автомобилей. К дубу подход платный — 3гр. Дуб действительно большой.

Нам пора искать место для ночлега. Желательно с водой. В селе магазина нет. И ручья или источника тоже нет. Местная эко женщина путано поведала о Серебряном источнике,  *просто рядом, 20мин пешком *. Солнце уже клонилось к горизонту. Мы поторопились, но 3 литра борща в банке купить в ресторане не забыли. Эти Самаритяне насыпали нам борща под горлышко,  с мясом и фасолью,  за 120 гривен!
А вот с 20 минутной дорогой оказалась загвоздка. Еще пару местных жителей,  с  радостью в голосе,  сообщили,  что источник рядом и они к нему,  чуть ли попить бегают.

Дальше начались наши муки. После поля дорога в лесу быстро закончилась. Мы попробовали прорваться через просеку.  До нас там проходили только дикие кабаны. Колючки — цеплялки покрыли меня с ног до головы. Мы повернули назад и опять поехали искать простую, наезжаю дорогу к источнику. Серело. Мы крутили педали по Холодному яру.  По какому то огромному кругу. Потом дорога пошла вниз к трассе. Предположительно. Направление по приборам, а самих дорог в приборах нет. И привела нас к домам. Удивленные жители сообщили, что мы в Грушевке ( по приборам мы были в нигде), дали воды и указали направление на источник — триста метров по трассе до автобусной остановки и потом триста метров в сторону.

Три метров — это они безбожно соврали. Но действительно Вскоре появилась остановка, а за ней поворот. А потом целых 2 озера!!!  И ни одного человека!!

Озера окружала та самая желто красная листва,  очей очарование. Тут мы лагерь и разбили. С наступлением сумерек дневная жара исчезла. Холодом потянуло из низин и глубин.  Из  последних сил, цепляясь за остатки воли и разума,  искупались в озере. Правильно сказать помылись перед сном и улучшили кровообращение. Ибо вода тут градусов 12, наверное.

Дальше довольно стандартная программа — 3 литра борща и Кастрюля с чаем. Это,  чтобы ночью все время бегать из палатки, а утром встать с опухшими лицами.

И проехали мы всего38 км по пересеченной местности,  со схематичными картами,  набрав470 М по высоте.

Ночь была холодной,  но не для меня.  Я себе взяла толстый пуховый Спальник.
Еще я выяснила, что мы действительно находимся в1,5 км от Буды. И вчера накрутили лишних километров 10.

Утром мы с трудом вытолкали велосипеды в гору.  Круто, но не долго. Метров 200.

Дороги в село дальше не было. Только поле с черной вспаханной землей.  Вот через него мы и пошли еще километр.

Из Буды отправились в Мельники. Но не по прямой проселочной дороге. А по чуть кривой. Это позволило,  проехав грабовый лес, спуститься по лугу к первому озеру. Краски и эстетику данного спуска описывать бессмысленно. В озере плавала семья лебедей с тремя подростками. Возле озера обнаружились прекрасные места для ночевок.

По другую сторону озера вздымались круглые большие холмы,  похожие на полонины . Последняя, самая высокая гора сверкала куполами церквей и сторожевой  башней. Просто картина. Левитан.

Вдоль озеро к Мельникам почему то никто ехать не захотел.  Отправились прямо в гору к Голававке. Утренний колокольный звон плыл над оврагами и холмами. Восхитительно!
Чтобы попасть в Голавкавку  нужно спуститься в глубокую балку и взобраться опять на хребет. Малодушные отправились искать объезд без спуска. Мы поплелись за ними. Еще 5-6 км и мы на почти ровной дороге.
Сказочный монастырь оказался новым церковным комплексом Московского патриархата. Вблизи — откровенный новодел,  который меня совершенно не обрадовал. Все же,  издалека это выглядит на много лучше.

А вот сторожевая башенка действительно оказалась сторожевой в доме у местного депутата. Вид из нее открывается на всю округу. При здешней бедности этот дом выглядит как замок из диснеевского мультика.

Теперь внутренними дорогами отправляемся к Полудневке. В планах еще много чего. Но переезд по холмам и оврагами затягивается. Невозможно  не поесть яблок,  не подобрать слив с орехами. Возле физалиса мы вообще застряли минут на 20. Полудневке расположена в красивых оврагах. Но это вымершее село. Заселенных хат очень мало.

Именно в этом себе у Ивана пробилось колесо. Все. После ремонта едем к трассе и к Суботово.
Дорога становится скучной. Не доезжая четырех километров у Ивана порвалась цепь.

Все. Мы оставляем мечту о Суботово и Чигирине на следующий год.