Все никак нам не удавалось попасть на самую большую и известную всемирную выставку искусств. И вот – свершилось. Мы в Венеции и на Биеннале.
Для начала – просто пару слов, что это такое. Раз в два года все страны мира (ну почти все…) привозят в середине лета в Венецию самое лучшее и интересное в искусстве, часто созданное специально для Биеннале. Размещение экспозиций происходит в основном в двух центральных местах – в Жардини и в Арсенале. В Жардини многие страны – Бельгия, Испания, Венгрия, Израиль, Египет, Корея и др имеют свои постоянные павильоны. Это, как раньше у нас были павильоны на ВДНХ. Только все, конечно, поменьше. Ну а остальные страны размещаются в Арсенале и во всевозможных дворцах и исторических зданиях по всему городу. Здание Арсенала старинное. На сегодняшний день полностью отреставрированное. Для сравнения – Наш Мистецький Арсенал – полный аналог Венецианскому. Вход платный только на основные массовые экспозиции. Билет действителен в течение двух дней. Так что информацию можно дозировать и свой мозг не перегружать))
Мы начали с Жардинии.
Испанцы представили довольно симпатичную керамику с элементами животного мира и картины в стиле нашего Чичкана, но на мой взгляд, более живописные.
В Бельгийском павильоне расположилась выставка довольно занятных фотографий. Бельгийский фотограф Jef Geys находил на улицах городов мира всевозможные лекарственные растения, фотографировал их, названий улицы и засушивал эти растения. Получился такой себе справочник Нассаля по городам мира. Идея, в принципе , довольно оригинальная – почаще смотри вокруг себя – может что и найдешь интересненькое…
Дальше мы зашли в огромный павильон под номером 1. Ну и выйти из него не могли очень долго. В принципе, многое из представленного можно увидеть в любом музее современного искусства. Достоинства или недостатки здесь я обсуждать не собираюсь – многие искусствоведы всю свою жизнь посвящают этому вопросу.
Так вот, из того, что реально понравилось.
Зал Аргентины Tomas Saraseno – Мировая сеть с какими-то скоплениями и переплетениями. А может лучи галактик в космосе. Или просто жизнь среди простейших одноклеточный, которые под микроскопом выглядят изумительно красиво. Каждый может придумать свою версию, но бродить среди этих нитей-паутинок невероятно приятно и радостно.
А потом мы попали в зал немецкого дизайнера Natalie Djurberg. С головой у этой женщины явно не все хорошо. Но я думаю, что это прекрасно! Зал абсолютно темный. В нем растут, как декорации, огромные фантастические цветы и растения. Вы, как Алиса, которая выпила нектар и уменьшилась в размерах. Ну и концептуальный пластилиновый мультик. Короткий, но очень яркий. Про трех служителей религиозного культа и служительницу самой древней профессии, которая в голом виде проползает под мантиями счастливых старцев, ими туда и запихиваемая сладострастно. Куда только смотрит Ватикан…
Поразительно красиво и фотогенично, если так можно выразиться, выглядела экспозиция англичанина Simon Starling – в зале на винтовой лестничной конструкции стоял старый проектор. Лентопротяжный механизм проходил через все детали этого чуда и лента с тихим стрекотом двигалась по всем деталям лестницы. Еще и кино показывали, КАК это соорудили. Здорово!
Еще один немец Hans Peter Feldman вытащил из всех мусорников, шучу, отобрал у маленьких детей, крошечных куколок, паровозики, машинки. Все это поставил, как карусельки на подставки. Сделал он таких платформ довольно много. Направив правильно свет, художник получил на стене настоящий театр теней! Даже завораживает немного!
В этом же павильоне есть смешное оп-арт-кафе. Главное, найти в нем вход и выход и не превратиться в зебру.
Отдельно стоит Венгерский павильон. Павильон сам по себе красивый. В стиле австрийских домов времен сецессиона. А внутри очень интересный проект. Художник Peter Forgacs взял все известные автопортреты Рембрандта и с помощью компьютерной графики заставил великого художники стариться , молодеть и поворачивать голову.
Израильтяне заняты войной, так что смогли представить только несколько картин сомнительной, на мой взгляд, художественной ценности.
А потом мы перешли мостик и попали в самый красивый павильон. Т.е. я имею в виду, туда, где нам понравилось больше всего. Это был Египетский проект Adel El Siwi. При входе в зал Вас встречает строй склоненных в легком поклоне огромных папирусных фигур-теней. В самом зале из папируса сделано несколько этнических сценок – кусочек жизни на улице, велосипедист. И отдельное место занимают две огромные фигуры-тени, замершие в поцелуе в окружении вечных египетских котов с поднятыми хвостами. Все это было настолько красиво и по-египетски! Это был практический единственный павильйон, который показал не глобалистическое искусство, а именно египетское.
Рядом на улице было выставлено много венецианского стекла. Описывать бесполезно – это ярко и красиво. Чисто по-итальянски.
Американский проект отличала от безвкусицы только табличка – фотографировать запрещено.
Павильон Франции оказался предельно лаконичным – просто тюрьма в форме креста. И флаг в застенках развевается. Аналогий можно проводить бесчисленное множество.
А вот, наконец-то павильон, из которого мы тоже не могли долго выйти и который, как теперь выяснилось, получил Гранд При. Это – скандинавский павильон. Над его экспозицией работало 28 художников! И не зря! Вы попадаете просто в кусок фильма или в только что случившуюся трагедию. Дом — прекрасный стеклянный современный дизайнерский проект, что-то типа средиземноморской небольшой виллы. На террасе в шезлонгах валяются трусы и скомканные полотенца. В бассейне, лицом вниз, плавает труп. Очень все натурально. Вы попадаете в дом. Хозяин только что покинул этот враждебный мир. Интерьер дома очень быстро вводит нас в курс дела – хозяин гмосексуалист, у него было много подружек-мужчин. Их трусики любовно выставлены в специально оформленном панно. На столе пишущая машинка, незаконченный текст, какие-то бумажки-липучки с заметками, смятые листки, окурок. Хозяин только что был здесь! Постель примята. Ее устройство тоже заслуживает отдельного осмотра – это такое себе углубление в полу с подушками и одеялом. А в углу стоит телевизор. Душевая кабина – явное продолжение традиций Фрэнка Ллойда Райта – давайте быть ближе к природе. Так вот, прямо в кабине растут деревья, а между ними расположился душ. Кухня точно соответствует всему остальному. В общем, мы как книжку прочитали! С картинками.
Российский проект занимал сразу несколько комнат. Избушка со странным интерьером Гоши Острецова– руки двигают картину, мужик что-то пишет, телефон звонит. Все как в жизни – полный бедлам. Еще была картина фотоболельщиков и их крики. И красивая новогодняя экспозиция Анатолия Журавлева в виде стеклянных шаров. Может и не новогодняя, но мне так показалось. Шаров много, все блестят, в каждом маленькая фотография кого-то очень известного.
В японском павильоне были огромные черно-белые фотографии Miwa Yanagi фантастических теток с длинными свисающими сиськами. На любителя.
Корейский павильон – просто красивый дом.
Остальные экспозиции в Жардинии как-то не сильно запомнились. Бывший соцлагерь явно отстал в своем развитии минимум лет на 10.
На следующий день мы пошли в Арсенал.
И пошла бесконечная вереница залов и инсталляций. В Арсенале нам понравилось гораздо меньше.
Гонконг был представлен теневой кинопроекцией на стене. Это, как поясняла табличка, был театр теней Маркиза де Сада. Спаренные по двое, трое, пятеро, тени продвигались из угла в угол. Судя по их движениям, не приходилось сомневаться чем они заняты…. Симпатично.
Бразилия продолжила карнавал цветов в Венеции. Из желтой комнаты Вы попадаете в красную, потом в синюю и т.д. В каждой комнате в углу телевизор. Программа одна и та же – цвет и он все время меняется. Красиво.
Индия – какие-то батареи по стенам, подвешенные за длинные дреды несчастных индусов.
Тибетский гуру сделал колесо жизни из бесконечного количества вырезанных картинок и газетных заголовков. Чаще всего встречалось слово Китай. У кого что болит…
У России в Арсенале тоже была экспозиция Елены Елагиной и Игоря Макаревича– двуглавый орел, верхняя часть которого сделана из вечного льда. Холодного. Очень просто и ясно. Даже комментарии не нужны. И придумывать ничего не нужно.
Ну и прекрасный павильон Италии с сочными яркими картинами и великолепными фотографиями Matteo Basile.
Экспозиций было много, но остальные как-то слабо запомнились.
Еще было несколько приятных выставочных павильонов на улицах Венеции.
Мы нашли австралийца Ken Yonetani, который сделал сладкий Барьерный Риф из сахара в виде Сухого японского сада. Очень эстетично!
Марокканская выставка в церкви пылала красками.
А вот украинский павильон, размещенный во Дворце Пападопполи возле моста Риалто, мы искали долго. И не только мы. Ходили французы с картой, итальянцы. Мы ведь идем в Европу, правда? Наверное именно поэтому ТОЛЬКО украинский павильон и был закрыт. На нем просто висела табличка ВСЕ. ЭКСПОЗИЦИЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ. По-английски. Хорошо, хоть не от руки написано было…..
Итог – нам очень все понравилось!
И какое счастье, что вернувшись домой мы сразу попали на Гогольфест! Для нас Биеннале продолжается!