Исландия. Север и через центр в Рейкьявик. Часть 4. — июль 2013
Дата 2 Август 2013

День девятый. Мыватн и дальше.

Самая оборудованная страна мира для путешествий на автомобиле с палатками — Исландия. Здесь лучшие в мире кемпинги. А при их отсутствии, все же можно найти место для ночевки, как дикое, так и в виде приюта.

За 35 евро с автомобиля и четырех пассажиров мы получили все —  площадка под палатку, душ с горячей водой, туалеты с бумагой, мусорные баки, вода из шланга, кухня с плитой и тд. Все. Фантастика. Здесь останавливаются люди с пятью детьми! И всем хорошо.

Утром я приняла душ. Немыслимая роскошь при жизни в палатке))

Небо ясное. Будет, явно, тепло.

Вернулись к вулкану Крафла ( Krafla)  и обошли один из  его кратеров-  Вити.  Внутри- вода красивого сине- зеленого цвета. И немного снега по краям. Это при том, что вокруг геотермальных станции и бьют фонтаны горячей воды прямо из земли!

От Вити  пошли вокруг другого знаменитого кратера Ленирхьюкур (Leirhnjukur).  Тут прогулка подлинные. Идем между  фумаролами, потом мимо риолитовой скалы ( ну, похожа очень) и подходим к разлому, из которого 9 лет полыхал огонь. Вокруг разлита лава. Она хрупкая и легкая. Черная острая или ржаво коричневая. Последняя образует разные фигурки. Чаще всего встречаются формы какашек разных млекопитающих.

День такой ясный, что через полчаса уже никуда идти не хочется — пекущее исландское солнце совсем прибило….

Едем купаться в Гротаджио ( Grjotagja), а приезжаем к Голубой Лагуне 2.  И это был правильный выбор. Гротаджио сейчас функционирует совершенно ненормально, вода горячая и можно внезапно свариться или получить камнем по темечку. Вероятность того, что после этого за говоришь по исландский стремится к нулю.  Просто Гротаджио красивое место — термальный источник внутри вулканического пузыря))

Но и в Лагуне не плохо. 20 евро и плещись вволю. Цвет воды бело — голубой. Температура комфортная.  Виды вокруг потрясающие — вулканы, кратеры, вдали заснеженные горы)) Лагуна состоит из двух озер. Во втором мы были совершенно одни.

А печет все сильнее. Уже ясно — по черному сыпуну черного кратера черного вулкана Хверфелл (Hverfell)  никто не полезет. Может случиться тепловой или солнечный удар…

Поедем смотреть вулканические  формации Диммуборгира (Dimmuborgir).

Жара. То ли пять мест в день многовато, то ли жарко, впечатление довольно слабенькое. Зато с грибами опять сложилось — мешок за 10 минут)).

И еще взглянули на Годафосс. Он настолько доступен, что даже неинтересно…  Съехал и сразу у водопада. Красивый. Полноводный. В форме подковы. Ревет и несет светлые воды. Красиво выглядит зимой — весь в наростах льда. Я видела фотографию.

И на рыбалку на озеро возле  Акуйрин. Ни-че-Го!  Совершенно! Лицензия на озерную рыбалку — полнейшее лоховство!!!!

В Акурейри (Akyreyri) кемпинг был забит битком и мы уехали за город. Тут как то тоже много людей, но кемпинг больше. А туалетов мало. И в одном укакался мальчик и все завонял….

Стоим под Сулуром (Sulur). Это такой знаковый вулкан в этом регионе.

И вообще. В Исландии все как то для людей сделано. Дороги бесплатные, национальные парки и паркинги тоже. Термальные источники почти бесплатные. Или бесплатные. Кемпинги от 25-35 евро за четверых с машиной. И в это входит все и даже больше, включая кипяток из всех кранов и стиральную машинку Миле… Цены нас тоже совсем не пугают, а кемпинг газ тут дешевле, чем в Киеве. И в ресторане мы один раз кушали дешевле, чем в Киеве и в 10 раз вкуснее.

Съели нежной баранины с подосиновиками. Светло. Солнце только скрылось за горой. Сейчас 11 вечера. Пора спать, ибо завтра пойдем на Сулур.

День десятый. Вулкан Сулур и источники возле Рейкира (Reykir)  в Греттислог( Grettislaug).

Когда я вытащила себя из палатки, было 6 утра. Весь кемпинг сладко спал. Друзья тоже. Их пришлось пинками выгнать из палаток.

У 9 утра мы подъехали к парковке, откуда начинался треккинг на Сулур. Попасть на дорогу, ведущую к Сулуру не сложно. Она начинается в юго — западной части Акурейри   и имеет одноименное название Sulurvagu.

От парковки ведет тропа. Сперва через забор с деревянной лесенкой , а потом по маркировке. Указано 5 км, но это — жестокая неправда. До второй вершины и обратно 17 км. По высоте +900 м.  Погода стояла просто великолепная. Могло быть и по прохладнее. Сперва идет длинный переход с небольшим набором по высоте.  Последние 2,5 км перед первой вершиной основной набор. Довольно круто. В дождь будет очень скользко. А в плохую погоду вообще идти не стоит, тк настоящий вид открывается с вершины 1.  Восхождение на Сулур похоже на восхождение на Говерлу. А дальше идет хребет, подобный Черногорскому, только без зелени и кустов. Острая тонкая перемычка между Сулур 1 и Сулур 2. Очень красиво. Дальше можно двигаться по хребту до вулкана Керлинг, но это как минимум еще километров 6  только до вершины. А может, и больше. Причем не самых простых. С Керлинга есть спуск в долину. Спуск еще есть перед Керлингом, но тогда это прогулка на целый день или на два километров на 30. Где то внизу есть приют Ламби .

В общем, я написала в специальные журналы, что мы из Киева и сюда пришли добровольно. Журналы традиционно засунуты в прочные железные контейнеры. География восходителей  весьма разнообразна, но лидируют немцы и швейцарцы. Сулур еще необычайно популярен у местного населения. На него восходят целыми семьями. Мы видели даже девушку с собакой! И множество пожилых людей. Возвращаясь вниз, насчитали еще человек 30, а ведь когда мы приехали, на стоянке было всего два автомобиля!

За столь доблестные заслуги мы себя наградили походом в ресторан с видом на весь фьорд. Съели ведро вкусностей.   И традиционно под вечер двинулись в соседний фьорд. По книжке на побережье, возле города Рейкир ( от Вармахлида съехать на дорогу 75 до Саударкокура, а потом по грунтовочке еще 14 км на север по дороге 748) находится термальный источник Греттислог. Возле океана и острова Дрангей ( Drangey).

Таки да! Прямо у воды два термальных источника, кемпинг, туалеты и кухня в торфяных домах и неописуемая красота вокруг! Чай с домашним пирогом… И горячая, 42 градуса ванна под открытым небом возле фьорда с проточной  водой!!! Чудо!!! Правда, в этом чуде мы были не одни — еще стояло палаток 5.  А нам выделили лично целое поле))).

Жара уже давно закончилась и наступила традиционная исландская прохлада. Одела всю пуховую одежду и чувствую себя прекрасно…

День одиннадцатый. Рыбалка и дорога Кьйолур (Kjolur Route, 35).

В два часа ночи я видела кровавый закат в океане. Витя утверждает. Что в два часа ночи - это рассвет. При этом он сам ночью не просыпается.

Не успели при готовиться блинчики с сиропом, как полил страшный дождь. Погода переменчива. Через 20 минут все прекратилось.

В 9-30 потомок Графа Греттислогского с помощником усадили нас в лодку, выдали по спиннингу и мы отошли от берега. Рыбалка продолжалась ровно час и стоила 20 евро с человека. За это время, люди, которые рыбу до этого видели лишь на льду и в тарелке словили серебристую треску на 4 кг, золотистую треску на 5 кг и еще кучу «мелкой » рыбы. Мы же с Иваном в основном выступили в роли наблюдателей… Пара рыбок- не в счет….

Тут же треску нам филировали … Чайки остервенело дрались за потроха.

После столь успешной рыбалки мы опять залезли в источник. В этот раз в округе никого не было. 41градус. Через 10 минут я пошла купаться в фьорд и холодно мне в нем не было. Потом — источник, опять  в фьорд и тд.

И в путь на Дорогу Кьйолур. 35. Пролегает через все страну с севера на юг. По дороге много термальных зон. И ледники с двух сторон.

В Хверавеллир  ( Hveravellir) мы заехали и уехали. Какое то тоскливое место. А может, просто шел дождем выходить никуда не хотелось. А может, мы уже насмотрелись чудес Исландии вдоволь.

Дорога грунтовая, но с камнями. Мы уже один удар в стекло получили. Есть трещины. Теперь страшно смотреть на тень собственной малины.

Неподалеку от Хверавеллира есть место Асгардур ( Asgardur). Возле него термальная речка с источником Керлингаргфьйолл (  Kerlingarfjoll) . Бурбулирует и вытекает из ущелья. В надежде , что там мало людей, свернули с дороги. В Асгардуре , по сведениям куча разных  accomodations  и кемпинг. Остерегаясь дождя, решили пожить под крышей. Не тут то было! Все занято !!! Везде французы, голландцы, немцы. Вряд ли они приехали насладиться источником. Тут дело в горах. Но мои друзья — компаньоны уже походи на тюленей на суше — съев корыто с ухой и ведро жареной рыбы, с трудом дышат и идти никуда не хотят. Иван тоже как то больше солидарен с ними. Непонятно мне все это…

К источнику мы прогулялись. Он в ущелье, в 20 ти минутах ходьбы. Небольшой и очень красивый. Завтра утром побежим))

До туалета далеко.

Кемпинг дорогой. На кухне грязища. Душ работает по часам и воды горячей в кране на кухне нет. Посуды тоже мало. А мы уже избаловались!

День двенадцатый. Дорога 35.

Мы нашли Керид!

В 6 утра все , кроме Вити пошли в источник. До него 1,5 км вдоль реки. Лагерь спал мертвым сном.

В источнике красиво бурбулировала, даже фонтанировала,  вода 35,6 градусов. Все происходит в ущелье. Ущелье узкое, с риолитовыми выходами и моим любимым ядовито- зеленым мхом.  Источников два и ванночек тоже две. одна чуть прохладнее. Ванночки очень небольшие, но внутри, из- за фонтанчика, как в джакузи)) И мы там сами))). Совсем))

Валялись минут 40. Полное блаженство. Камни на дне и вокруг рыжего цвета. Риолиты, абсолютно точно))

Этот кемпинг  - туристический хаб и людей в нем огромное количество. И все куда то ходят. А мы — только в термальный бассейн….

Потом мы поехали дальше по нашей лунной дороге номер 35. Ледник справа. Луч солнца. Горы. И куча велосипедистов с выпученными от напряжения глазами.  Крепких женщин здесь называют Брунгильдами.

Первой достопримечательностью по дороге был Гулфосс. Но меня он оставил равнодушной. Водопадов мы уже видели много. Да, красивый.

Потом был Большой Гейзер. И он нас сразил.  Этакая карстовая лужа с дырой в недра и в ней шевелится вода. Как живая.  Дышит и пускает пузырьки. Потом начинает шевелиться и дышать активнее. Еще активнее. И вдруг выростает огромный голубой водяной пузырь и из него вырывается сноп воды и пара! Зрелище магнетическое!  Гейзер взрывается раз в 5-7 минут. Невозможно оторваться! Мы проторчали возле него 4 сеанса и пошли дальше. Вернее, поехали. В этом месте было какое то феноменальное скопление туристов и огромный магазин.  Консьюмеризм, знаете ли …

Возле реки были доедены остатки рыбы и скормлен хлеб лошадям. Прекрасные кудлатые , патлатые и чубатые создания)))

В карте внезапно на нашей дороге я нашла вулкан Керид! Какая неожиданная радость! Керид лежит прямо у дороги. У него идеальный овальный кратер с чистейшей прозрачной водой. Можно обойти по кругу , как по кромке, так и внутри. Это место было первым сайтом, где мы заплатили деньги за вход. По 350 крон. Вулкан — частная собственность ( бывает и такое))) и хозяин хочет получать с него прибыль)). Керид совершенно не один в этом месте. Рядом находится еще 11 вулканов. И с водой в кратере у него беда — больше воды в соседнем озере — меньше в Кериде. И наоборот.

Мы как то сильно озаботились ночлегом и ходить больше никуда не стали. Вернее, никто больше никуда ходить не хотел!!  Стали искать ночлег. Ха-ха! Не в этой стране и не в это время. Здесь все время все везде занято!!

Нашлось нам местечко в кантрисайде под городом Хварагердир в Отеле Хлис. Прелестный и тихий гестхаус. С тюбом и очень горячей батареей, на которой валяются мои омерзительные от грязи штаны.

В гостинице я выяснила, что поправилась минимум на 3 кг. Ужасно! Теперь прийдется не есть)) с завтрашнего дня))

День последний. Болтание.

Утро теплое. Штаны на батарее высохли и это — большая удача.

Вчера мне исландский гид сказала, что где то есть лавовая пещера со спуском на лифте внутрь вулкана.

Сперва поехали к озеру. Почему то везде в интернете информация, что это прекрасное озеро и вокруг него можно делать прогулки. Прогулки мы не нашли. Вокруг озера черные пологие пляжи. Красиво, но не фантастически.

Потом поехали по указателям к горнолыжному курорту в поисках пещеры. Курорт, конечно не работает. Не время)). До Рейкьявика 30 км. Удобно. А вот и крохотный указатель на пещеры. И номер телефона. Я позвонила. Гида можно ожидать возле таблички. Экскурсий — 4 в день.  Все забукировано. Но если заплатим карточкой, нас возьмут. По 37000 крон с человека! Немыслимо! Это 230 евро! Прогулка по полю, вулкан, спуск в лифте вниз и обратно. 4 часа. Явно, не для нас….

Рейкьявик, как обычно — скромная  северная архитектура, викинги на улицах, брунгильды в майках. Очень хотелось сходить на фильм про вулканы и Вестманские острова. Фильм демонстрируют каждый час в специальном Вулканическом доме. Интересно. И поразительно, насколько трудолюбивы и работоспособны исландцы! При их — то жизни на вулкане! Засыпанные пеплом дома отмываются, животные перевозятся, люди эвакуируются, улицы разгребаются , а в новообразовавшуюся вулканическую почву закладываются мешочки с землей и все засаживается травой. Труженики! Лаву они останавливают водометами. И все время борются со стихией. И полное единение с природой, максимальная простота, высокие стандарты жизни, спокойствие и вековые знания.

Следующее шоу на 15 минут в павильоне, сконструированном для шанхайской выставки 2010 выглядело не просто блекло, а я бы сказала, отвратительно! Только оставили кучу денег!  Простенький фильм об Исландии в кубической комнате.

Перед аэропортом еще подъехали к маяку возле Гриндавика и обнаружили там огроменное геотермальное поле. Гигантское! Welcome to the Hell! Все парит, шипит, работает станция, озеро ядовитого цвета.  Удивительная земля!

И а довершение, возвращаясь в аэропорт,  увидели справа от дороги разлом земной коры ( мы ведь теперь знаем, как он выглядит))

Вот и все. Исландские каникулы закончились. Изучать эту страну можно до бесконечности., но нам достаточно)). Все, что могли, объехали и прошли более 90 км.