Cкитуринг в Бивио. Швейцария. март — 2013
Дата 25 Март 2013

Ура! Мы опять в Альпах!

Мы уже приехали…

Цюрих, вокзал, удобный поезд. К хорошему можно привыкнуть просто за пять минут)

Вечером вкусная еда ( дорогая!) и Томас с предложением посетить город Бивио, откуда расходятся многочисленные скитуринговые дороги. Что ж, поверим ему)

Утро было прохладным.

Ботинки мы переодели  в хосписе имени Наполеона. Вокруг стоял довольно плотный туман. Впрочем, за Симплон пасом нами хорошая погода ни разу не наблюдалась. Здесь на этом месте мы третий раз. И всегда стоят плотные туманы. Как всегда, можно различить большого орла ( монумент) и хоспис, основанный Наполеоном. Остальная красота совершенно непостижимым образом всегда сокрыта.

Не смотря на редкие походы в горы на лыжах, в этот раз мы превзошли самих себя. Перепад в 500 м был преодолен менее, чем за 2 часа! Это с 2250-2750 ( строго по моему альт метру).

Я опять забыла, как Томас все считает. Пришлось спросить.

Просто расстояния

- 400 м по высоте +4 км расстояния = равно 1 час+1 час ходьбы, те двум часам

- 300м по высоте  + 3 км расстояния = равно двум напряженным часам ходьбы.

Те, у нас Случай 2. И прошли мы около 5ти км.

Вверху кофе и шоколад, болтовня ни о чем и спуск по пушистому как пудра снегу. Приятно даже давно не катающимся и забывшим как ставить ноги). В общем, съехали …

А дальше нас ожидала длинная, путанная, через перевалы и мимо прекрасных озер дорога в Бивио. Вскоре пошел снег. Солнечная Домодоссола с чашечкой настоящего эспрессо осталась позади. Мы куда то ехали в сплошных туннелях. Вокруг стояли совершенно невесенние елки. Ужас. Разгар зимы, а не 18ое марта!

Мы проехали Сан Бернандино с великолепной вершиной Учелло. Тут мы умирали пару лет назад).

А вот и наше Бивио. На улицах много туристов ( местных, швейцарских), а наша гостиница просто переполнена! У нас в номере, похоже, иней в ванной лежит. Брррр! Какое счастье, что Иван нашел выключаетель  и включил какую то инфракрасную лампу…  Теперь есть надежда, что руки к крану не прилипнут.  Стены номера почему то оббиты веселым ситчиком. Для горной гостиницы с названием » почта» несколько неуместно.

Ужин чудесный. Мог быть менее скромным)

Все. Я сплю.

Наконец то солнце!! И синее небо, которого мы давным давно на родине не видали. Внизу под нами узкая средневековая улочка. А прямо перед носом — в одном окне гора, а во втором- сугроб)

Завтрак довольно пристойный, что немаловажно.

В 8-45 одетые и обутые мы идем вверх. Туда уже убежало несколько резвых групп пенсионного и пост пенсионного возраста.

Мы идем на гору  Шталенберг (2770м), а стартуем мы из Бивио (1770м). Итого, нужно пройти всего 1 км по высоте.

Снег чистый, его много. Уходим вверх сразу же за гостиницей. И сразу круто. Потом видим следы ранее ушедших. Томас легких путей не ищет и дорогу прокладывает самостоятельно.

Чем выше и круче, тем жарче. Людей никого не видно. Снимаю куртку, рукавицы. На голове у меня Го Про  и я ее ненавижу. Камера давит мне в голову и вообще, если с камерой, то нужно снимать. Вот я и снимаю.

Поднявшись метров на 500 по высоте , Томас предлагает свернуть в белое Никуда. Мы соглашается. Дальше идем по поразительно красивому куску хребта, снег искрится на солнце, небо ярко синее, вокруг надувы и карнизы разнообразнейших форм. Иван пыхтит и гребет медленно.  Теперь мы пересекаем небольшой цирк и лезем к гребню. Но все напрасно. Накатывает сильная усталость и после 4 х часов борьбы мы растягиваемся на солнышке. Чай, шоколад, вонючий сыр. Вкусно и холодно. Увы, за другой конец хребта сегодня нам заглянуть не светит — что то с коленом и спина — того.  Итак сделали 850 м, что совершенно не мало для людей, посещающих Альпы раз в два года на пять дней!

А теперь вниз! Это умеючи можно красиво скользнуть по пушистому склону и оставить за собой идеальный след с абсолютно одинаковой длиной волны. Главное, не упасть. Ибо падение приводит к утопанию в пухлом снегу. И все. Карабкаешься, как жирная жаба в грязи. Вылезти невероятно трудно. Все проваливается в снег- ноги, палки, руки. Упираешься в мягкое никуда. Вылез. А тут следующая красота. Несется Иван и не видит кранизика. Прыжок, вроде и не большой , да приземление не совсем удачное и через два метра лицом аккурат в пухлый снег. И все. Это уже надолго)

А потом снег стал прилипать к лыжам. Это тяжко. Томас натер лыжи ваксой и они поехали!

И вот мы даже понеслись (!) со склона вниз. Когда снег — пудра, это очень даже приятно. И можно красиво и почти ловко поворачивать. А вокруг по прежнему сияют склоны и вдалеке белеют страшные вершины.

Ну все. Почти без потерь мы в гостинице. Иван идет в сауну, греть больные места). А я за колой и буду ждать ужин. Ням -ням! И клац-клац!!!!

Ужин строго по расписанию. Весь олимпийский геронтологический центр в сборе. Клацают. Сегодня они как кони промчались по горам. А на вид им всем явно за 70!  Это немыслимо! С нами за столом теперь сидят изнывающие от любопытства швейцарки из Мартини.  История повторяется- у Томаса есть Нечто, что им совершенно неизвестно и непонятно. И это Нечто — это мы)). Такой диковинкой он уже не первый раз хвастается. Мы здесь однозначно являемся достопримечательностью)

Все. Ужин был вкусным, но скромным…. Могли и два куска мяса положить….

Сегодня с утра солнца уже нет. А давление лезет, как крокодил вверх.

Идем на Роса Белла. Такая горка возле нас. 2770м. А старт из Бивио с 1770. Итого — один км по высоте.

Стартуем раньше. В 8 утра. Здесь в гостинице, кстати, все оставляют теремоса и их заливают чаем. Гостиница еще предлагает ски туры. На 6 дней с питанием и проживанием 1500 фр. на человека.

Так вот. Мы уже идем вверх. Сперва просто по накатанной дороге  куда то вглубь ущелья,  а потом поворачиваем влево и идем к перевалу. Красот особо не видно- туман и пасмурно. Рядом идут две большие группы швейцарских пенсионеров. Идут, ясное дело, гораздо быстрее.

Вот так, минутка к минутке, метр к метру и набираем высоту. Последний удар под вершиной. Она почти рядом, а набрать нужно еще 350м. Чуть появляется солнце и освещает соседние хребты. Поразительно красиво! Даже слегка зловеще. Ближе к вершине становится невероятно холодно. Дует ветер. Вот и все. Перед нами внизу Бивио, за ним озеро Мармара, а вокруг сплошные горы. 3,5 часа вверх. Сегодня намного легче, чем вчера.

Увы, чай попить пока не вдается — страшный ветер. И мы несемся вниз. Те съезжаем, как умеем))

И садимся с под ветреной стороны пить чай и есть вонючий сыр. В гору идут еще группы. Место популярное.

Ну а мы вниз. Снег иногда пухлый, как пудра, а на теплых склонах с коркой. Это неприятно. Лично мои лыжи встряют несколько раз под немыслимым углом и я падаю в снег. Как мешок с …  Главное найти потом силы встать)))

Измерение уклона склона по Томасу.

1. Взять лыжную палку и положить на склон. Зафиксировать ее длину.

2. Сложить верхние концы двух лыжных палок.

3. Одну палку держать только за верх и дать ей свободно свисать вниз.  Упереть ее в начало ( нижняя точка) отложенного на снегу отрезка.

2. Вторую палку , держа вместе с верхом первой палки упереть в склон ( она или должна попасть в отложенный отрезок или быть выше его).

Те получить треугольник!

Внимание! Отмечаем , где встряла вторая палка!

- если внутри отложенного отрезка, значит угол наклона менее 30*!

- если выше отложенного отрезка, значит угол наклона более 30*!

Каждые 10см недобора или перебора отложенного отрезка приблизительно равны 3*!

Угол более 30* уже считается опасным. 35*- лавиноопасный,

40*- опасность возрастает в два раза.

Я меряла склон два раза. Он был менее 30*, хотя издалека казался гораздо круче.

Есть еще один метод.

Одну лыжную палку концом приставляют к середине второй палки. Получается такая буква Т. И подносят к склону. Если все правильно упирается и не нужно горизонтальную палку передвигаться вверх или вниз — это 27,5*.  Если горизонтальную палку нужно передвинуть  выше- угол склона больше. Если ниже — угол склона меньше.

Довольно просто. Только нужно запомнить)

Вот и все. На сегодня спортивная часть окончена. Ждем ужина. А он, ох как не скоро….

Не пойму только одного. В этой дыре полно отелей и домов. При этом почти нет магазинов и полностью отсутствует культурная жизнь ( представлена одной кирхой). Что здесь делают местные жители???? Здесь же можно тронуться мозгами, если ты не гуляешь круглосуточно с собакой или лошадью….

Вот и наступило прекрасное морозное весеннее утро. Соседки по завтраку опять отправились выкапывать друг друга- у них ски туринг с элементами экстрима. А мы едем на Юлиуспасс, те на перевал Юлиуса, по-видимому, Цезаря.

От Бивио это совершенно недалеко. Всего километров 6. Тут уже полно машин и уходящие вглубь прекрасные белоснежные склоны. Красота! Только прохладно.

Сегодня старт с 2200. Идем неспешно. Нас все обгоняют. Потом они останавливаются, а мы — нет. Все такое белое, что режет глаза даже сквозь очки. Горы больше похожи на сахарные дюны. Неспешно набираем метры, уходя вверх и вглубь закрытой долины. В конце — три перевала. Все — в разные стороны. Мы идем на центральный и самый высокий. Как то само собой получается, что огромные вершины уже ниже нас, а мы подходим к плотно стоящей стенке. Последний рывок и мы заглядываем в соседнюю долину. Оттуда тянет страшным холодом. Впрочем, на перевалах всегда поддувает)). Итого, дошли до 3050, а учитывая еще небольшие потери высоты в середине перехода — опять набрали километр по высоте. Шли 3,5 часа.

Ну уж тут мы разошлись — и чай, и сыр и шоколад. Просидели, любуясь Альпами, минут 30. А панорама сегодня просто сказочная. Ночью  прошел снежок и все вокруг аж сверкает на солнце! А потом начался спуск по пухлому и не очень снегу. И так все это красиво! И огромное количество людей куда то порассасывалось. Они, вроде и видны, но где то вдалеке.

Прекрасный был день сегодня.

Потом Томас нас свозил в долину Ст. Морица. Цепь красивых озер в окружении довольно неприступных гор, много подьемников, больших гостиниц. Но Бивио лучше и мы, попив кофе, возвращаемся обратно.

Ужин опять был изысканным и плотненьким.

Все. Всем спать.

Ну вот. Наступил наш последний, пятый день ски туринга. Погода стоит прекрасная. Ярко светит солнце. Мы идем на Piz de Sacs. Он , вроде , и не далеко, но нужно протопать 8 км вверх и набрать 1100м. Что — не мало)

Вокруг — настоящее снежное безмолвие. Мимо пробегают несколько лосеподобных групп. Нам, явно, не по дороге)

Мы топаем выше выше. Взлетает и прячется в снегу снежная куропатка. Что то сегодня и Томас скорость увеличил и идется не так уж легко. Вершины не видать. Она где то за грядой спрятана. Поворот, еще один. Слева вылазит наш пик. До него еще довольно далеко. И , как обычно, последние 300 метров по высоте прийдется сделать именно сейчас. Молча гребем вверх. Вот слева и уже внизу виден перевал. Открывается прекрасная панорама трех огромных долин, поперек высится главный альпийский хребет. А с вершины, с Нашей вершины (2850) нависают снежные карнизы. Справа хребет, на котором мы мучились и умирали пару дней назад, сзади  высится Рока Белла, а за ней просвечивается Юлиус пасс с Нашим перевалам ( те, мы до него дошли). Справа видны озера региона Ст. Мориц, рядом высится четырехтысячник Бернино, ну а потом сплошные пики и массивный хребет. Томас указывает на вершины, сообщает их высоту, где что куда впадает. В моей голове это не удерживается.

Мы выпили весь чай, понежились на солнышке. Возле нас сидел дедуган лет 80, который резво взбежал за нами. Вниз он, кстати, спустился раньше нас. Еще рядом сверкал разноцветным дорогим оперением гид- одиночка, совершающий пятничную прогулку. Он, естественно, быстро взбежал и столь же быстро скатился вниз.

Ну а мы неспешно, наслаждаясь толстым слоем снега и солнца, покатились вниз. Не изящно. Ну и ….

Вот, собственно, и все.

Хозяйка отеля «Пост»( Почта) любезно разрешила воспользоваться сауной перед дальней дорогой.

Потом мы откушали с видом на гору и умчались в высокотехнологичной электричке в Цюрих.