Намибийское ралли или 4 тыс км по Южной Африке. Намибия. Ботсвана. Замбия. октябрь 2006
Дата 16 Март 2010

Решение поехать в Африку возникло спонтанно. После Америки (бывшего идеологического врага нашей великой исторической Родины) захотелось чего-то очень светлого и хорошего. Например, Южной Африки.

НАМИБИЯ.

В путешествие мы отправились в восьмером – шестеро взрослых и двое детей. Пугали нас сильно и долго.

Перелет в Намибию очень удобный – сел вечером во Франкфурте, утром вышел в Винхуке. Винхук, столица Намибии, расположен на плато на высоте 1700м. Можете сразу забыть многое из того, что Вы в детстве слышали про Африку. Винхук – это огромный даунтаун , современные супермаркеты, тихие микрорайоны с очень неплохим жильем. Воздух сухой  и теплый.

По прибытии мы получили визы в Ботсванском посольстве (2 часа), укомплектовали автомобили (2 часа) и выехали в сторону Намибийской пустыни в заповедник Сосусвлей.

Хочу сразу предупредить -  путешествовали мы полностью самостоятельно. Т.е. никаких турфирм, бронировок и сопровождающих у нас не было. Это и была настоящая изюминка путешествия!

Автомобиль для Африканского путешествия заслуживает отдельного рассказа. Это полноприводной  дизельный джип «Ниссан». В комплектацию входят:

- две палатки, установленные на крыше

- спальники и одеяла

- полотенца и подушки

- газовый баллон и полный набор посуды на 4х человек

- фонари, лопата, пила, топорик

- кастрюли и сковородки

- холодильник

- два запасных колеса

- бак для воды на 60 литров

- бензобак емкостью 140 литров

И еще куча очень полезных мелочей.

Всего этого, плюс закупленные продукты и питьевая вода, хватает для автономного проживания бесконечное количество дней. Не забывайте только доливать бензин и воду!

Первая же ночевка показала, насколько правильным было решение о самостоятельном перемещении!

Доехав до последнего поселка перед пустыней, мы разместились в кемпинге. Распугав дикими криками немцев возле бассейна, перекормив местную земляную крысу гречкой с колбасой, мы двинулись смотреть на закат в дюнах.

Дюны представляют собой удивительные песчаные образования красно-оранжевого цвета с гладкими боками и острыми ребрами. Только на рассвете и на закате можно увидеть их причудливую игру света и тени.

Как огромные игуаны, повернулись к нам хвостами дюны.

Дорога стала сужаться. Последние 5 километров были по достоинству оценены всеми любителями  езды на джипах – сплошной песок и бездорожье.

Закат мы встретили сидя на гребне дюны, высотой метров 250, потом съехали и скатились вниз, кто как мог.

Быстро разбив лагерь в неположенном месте, стали готовить ужин. Тут-то нас и посетили представители местной фауны. Первым в круг света величественно вбежал огромный скорпион. Все заорали. Когда первый шок прошел, скорпиона посадили под кусок пластиковой бутылки. Кто-то вспомнил, что скорпионы опасны в месяцы, в названии которых есть буква «р».  Это не утешило. Минут через 15 пришел каракурт. Он также был посажен под банку. Потом мы заботливо наловили нашим подопечным бабочек. Но в неволе не всегда охота кушать. Бой между скорпионом и каракуртом ни к чему не привел. Скорпион испуганно жался к стенке.

Дальнейшее чаепитие было прервано появлением шакала. Он был настолько удивлен нашим появлением, что без особой стеснительности всю ночь рылся возле стола  в кульке с мусором. Слазить вниз с крыши и прогонять ночного гостя никто не собирался.

Вы даже не можете представить себе, насколько приятно утром приоткрыть глаза и увидеть перед собой африканский рассвет! Все небо залито нежнейшим персиковым цветом. Потом появляется алое зарево, а затем, медленно выползает огромное ярко-красное солнце. Солнце такое большое, что кажется, будто ты на другое планете или это даже не солнце, а Марс, например.

В самой Намибии нас ждало еще одно приключение – было полностью разорвано в клочья одно колесо, а через 50 км пробито второе. К счастью, вовремя сделанный звонок в прокатную фирму позволил сэкономить кучу денег и времени.

Очень удачно, что мы обнаружили неприятность с первым колесом в небольшой деревушке. Конечно, все местные жители являются большими мастерами по замене колес. Лично мне еще не разу не удавалось увидеть, как подняв машину на домкрате, выкапывают под колесом ямку, чтобы было удобнее.

БОТСВАНА.

В Ботсване больше всего хотелось посетить дельту реки Окаванго. Местные жители утверждают, что такая дельта – единственная в своем роде. Это не совсем так. Особенности Окаванго таковы, что в конце своего пути  она  превращается в болото и рассасывается на огромной территории, фактически никуда не впадая. В Южной Африке есть еще как минимум 2 реки с такой же дельтой. Дельта Окаванго по сути является огромным животным заповедником.

Именно туда мы и направили наши колеса.

Переход границы Намибия – Ботсвана занял не более часа. Кроме нас на границе больше не было никого.  Ботсванские пограничники предлагают всем женщинам взять из огромного ящика женские презервативы. Вещь весьма оригинальная. Причем, совершенно бесплатно. Тут же в коробочке лежит инструкция по применению. Инструкция была взята для исследования вместе с презервативом.

Расстояния в Африке огромные. Вы никогда не знаете, все ли у Вас в путешествии будет нормально, сможете ли без приключений куда-либо добраться. Не доезжая 60 км до города Маун, наша машина стала. Больше она не заводилась. С помощью троса и наших друзей мы добрались до Мауна. «Ниссан» — очень распространенная марка автомобиля на Намибийско-Ботсванских дорогах. В Мауне оказался чудесный сервисный центр. Всего полдня  на станции  — и мы опять в дороге.

К ночи мы добрались до цели нашего путешествия. Перед нами раскрылись ворота заповедника Мореми, находящегося в дельте Окаванго. Хорошая дорога сразу кончилась.

Наша машина шла первой.

Внезапно на повороте мы чуть не наехали на слона! Слон вломился в джунгли. Мы затормозили. Слон тоже. Поднял хобот и грозно протрубил.

Дальше из-под колес буквально выскочил огромный бегемот!

Но самое интересное началось в полночь.

Мы расположились на ночевку возле самого берега. Было абсолютно темно. В свете фонаря обнаружили камышовые заросли и тропку, уходящую в болото. Кто-то пошутил «Дорога бегемотов».

Я заснула очень рано. Разбудил меня леденящий душу хохот. Совершенно утробный. Потом раздались непонятные звуки. Сильно запахло зоопарком. Возле машины кто-то громко чавкал. Я посветила фонариком. В трех метрах от автомобиля пасся огромный бегемот. Он мирно ел траву. Свет фонаря не сильно его раздражал. К сожалению, фотоаппарат был оставлен в машине. Спускаться за ним вниз не было никакого желания.

Весь следующий день мы посвятили заповедникам.

В Южной Африке уже начался сезон дождей. Это чудесное время года. Настоящих дождей еще нет, но то и дело где-нибудь пройдет гроза. Запахи саванны и буша просто пьянят. В небе клубятся облака всевозможных форм и расцветок. Животные, изнемогающие от постоянного солнца, собираются возле водоемов.

Вдоль дороги, совершенно не обращая на нас внимания, паслись антилопы, зебры, жирафы. В болотах сидели бегемоты. То и дело перед машинами пробегали семьи бородавочников.  Возле воды отдыхали стаи стервятников и грифов.

Мы увидели несметное множество слонов. Они шли группами и семьями, с маленькими детенышами и в одиночку. Они перемещались во всех мыслимых и немыслимых направлениях. Огромные, сказочно прекрасные, эти животные удивительно легко растворялись в непроходимом буше. Наше присутствие никоим образом не изменяло их планов. Мы не были частью живой природы Африки, но мы и не нарушали ее мерного течения. Мы постоянно боялись  вклиниться в бесконечный поток слонов, что могло привести к всевозможным последствиям. Африканский слон довольно опасное животное, особенно в период, когда у него есть малыш. А мы наблюдали в основном семьи и кланы.

Один раз нам даже пришлось спешно ретироваться, когда запоздалая группа слонов увидела своих товарищей и бросилась им на встречу. В тот миг наша машина была у них прямо на пути!

Еще одна ночевка в заповедных местах Ботсваны прошла под бесконечный аккомпанемент ревущих слонов. Ночью эти звуки легко можно было спутать с рычанием льва.

ЗАМБИЯ.

По мере продвижения от Намибии к Замбии, становилось понятным, что Намибия, это африканская Австрия.

Граница встретила совершенным бедламом. До сих пор остается загадкой, как мы попали на паром и успешно переправились через реку Замбези.

Пограничный офицер задумчиво сообщил нам, что украинцам обязательно нужна виза. Обязательно. По моим подсчетам, эту границу украинцы переходили впервые.

Не менее часа ушло на поиски достойного обмена для покупки столь же обязательных автомобильных страховок. Доллары были удачно обменены по курсу, ровно в 2 раза ниже официального.

Мы остановились на ночлег, не доезжая Левингстона. В лоджии было два управляющих с тремя ногами. Четвертую ногу откусил на рыбалке крокодил. Наглядного пособия оказалось достаточно даже для детей. К реке подходили только для того, чтобы сделать фотографию. Крокодилы Замбези, они же нильские крокодилы, отличаются крутым нравом. Зафиксированы многочисленные нападения на людей. Поголовье этих рептилий столь велико в данном регионе, что закон по большей части охраняет людей, а не крокодилов. Для столь своеобразной страны, как Замбия, это – большое достижение.

Утром мы отправились поглядеть на один из самых больших аттракционов Африки – водопад Виктория.

Это уникальное природное явление появилось в результате невиданной силы катаклизма.  Земля раскололась и воды Замбези провалились в гигантскую трещину. Базальтовая плита, по которой текла Замбези, покрылась сетью огромных провалов. Вся мощь реки устремилась в эти узкие ловушки. Вода закипела. А базальтовые стены выстояли. Они продолжают нести на своих прямых плечах одну из самых коварных рек Африки.

Огромная трещина в земле, куда с шумом падает Замбези, в конце сухого сезона выглядит довольно вяло. Со стороны Замбии, это всего лишь несколько тонких струй воды. После дождей, когда река наберет силу, трещина взворвется грохотом, ревом и миллиардами радужных брызг.

К сожалению, в это время года водопад Виктория, по большей своей части удачно виден лишь из Зимбабве.

В день отъезда из Замбии нас ожидало еще одно маленькое приключение. Дело в том, что на местном базаре было очень много разнообразных африканских тканей. Особенно отличался текстиль племени Бакуба.

Текстиль Бакуба – оригинальное произведение  региона Конго. Его делают вручную из пальмовых листьев. Окрашен он натуральными красителями в коричневые, желтые и оранжевые оттенки. Орнамент имеет геометрический или крупный растительный. В местном ресторане мы приметили удивительно красивое оформление интерьера именно таким текстилем.

Ранним утром мы вернулись на базар за тканью. Через пару минут к нам подошли подозрительные люди и сообщили, что вчера мы расплатились фальшивыми долларами. Предъявленные в качестве доказательства доллары были отпечатаны на местном принтере и сильно измяты. Местных становилось заметно больше. Сообразив, что без скандала не обойдется, мы потребовали полицейского, а сами стали продвигаться на автомобилях к выезду. Ворота перед нами быстро закрыли. Дело принимало плохой оборот. Появление полиции не способствовало решению вопроса. Не глядя на нас, полицейский сообщил, что пора ехать в участок для оформления дела. Никакие доводы не принимались. Нас случайно спас проезжающий мимо водитель из нашей лоджии. Пока он что-то объяснял, мы быстро уехали.

Впереди нас ожидали 1500 км по северной Намибии и самолет на Родину.

Медицинская справка. Намибия, Ботсвана и Замбия входят в число стран, на территории которых есть малярия. Необходимо принимать до, во время и после путешествия соответствующие противомалярийные препараты. Нами был выбран «Лариам». Ни один из существующих на сегодняшний день препаратов не дает 100% защиты от малярии.