Отчет о велопробеге по косам Причерноморья. Украина. октябрь — 2011
Дата 28 Октябрь 2011

Ехали медведи на велосипеде.

Воплощение мечты- по косам Причерноморья.

Если вы решили, что от Южного вокзала до 5ой колеи идти по ровному, а потом вы просто заходите в поезд — это ошибка. Подвесив этот чертов велосипед на левое плечо, закинув суму со шлемами и водрузив на правое плечо это уродливое тяжелое неудобное седло для умирающего верблюда, я пыхтела и гребла к 5ой колее. Ужасно. Люди останавливались и смотрели вслед. Пусть думают, что мы музыканты и это набор контрабасов! Последний музыкант- Юра вбежал в поезд за две минуты до отхода. Глаза у Юры были больные и выпученные. Велосипед оказался в чехле, но без ручек, а самодельное седло на 80 литров плотно заполненным. Юра тяжело дышал и потел. Все. Поезд поехал.

В Одессе мы лихо перескочили на маршрутку (150 гр на четверых с велосипедами) и через 1,5 часа прибыли в Белгород — днестровский.

Там нас ждали друзья на машине. Осмотрели дружно Акерманскую крепость. Поразительное красивое место. И с утра никого нет.

На велосипедах появились первые колючки. Спустило первое колесо…

От крепости идет дорога вдоль лимана, пересекает железку. За портом и складом древесины нужно уйти налево на старую грунтовку на Шабо. Идет она совсем рядом с лиманом. Красивые плавни, панорамы. Все обгажено местными жителями — тонны мусора и вонь. Жаль. Места здесь не самые худшие.

В Шабо сразу попали на винный завод. Чикаго. Архитектурное чудо. Урбанистический шедевр одесской области. Автобусы с винолюбами. Туалет с автоматическими дверями в мраморе. В кассу винного магазина стояла длинная очередь. Купили три литра красного вина. Сразу скажу- редкие помои со сладким привкусом.

От Шабо до Затоки тоже можно проехать вдоль лимана. Но машина тут уже не пройдет- высокая железка. Непроездная.

Вдоль лимана виноградники. Ухоженные и заброшенные. Остатки сладки. Объелись. Колючки — пробили еще три колеса. Одну шину выбросили — ремонту не подлежит. И бесконечные кибуцы на фоне стай лебедей. Места красивенные. Но у украинского народа что- то  гармонии с природой не получается…

А в это время Андрей на автомобиле пытался найти жилье. Затока вымерла. Закрылись пансионаты и кафе. Из магазинов исчезли последние продукты. С трудом удалось уговорить приютить спортсменов-велосипедистов в последней базе на косе.

Сезон закончился. Ледяной ветер со снежинками завывал в разорванных проводах. Местным жителям сообщили, что свет дадут, когда Юля выйдет из тюрьмы…

Андрюша, дай Бог ему сил продержаться с нами до конца!, не только нашел жилье, но и сумел приготовить горячий суп с тушенкой! Божественно! Зубы лязгали о ложки. Смели полный котелок и пласт сала.

Домики стояли прямо возле воды. Вечером у всех нашлось занятие — Юра пошел топить телефон, Сережа уплыл добывать рыбу, а мы стали клеить камеры. На берегу волновались коты. Сереже в воде было тепло и комфортно. Часа через 2,5 он наконец- то вылез и вытащил судок с рыбой ( морские язычки, бычки, рапаны). Юра дул на телефон.

На улице стало холодно, как лютой зимой.

Километраж 30 км.

Ночь была морозной, но под крышей. В 2.00 дали свет.

Холодным утром нажарили рыбы, наварили ухи. Юра пытался заснять утреннюю дымку и рыбалку сетями. Был словлен жителями Затоки. Фотографии уничтожены на месте. Юра остался жив. Дикие люди!

А в то время, пока жарилась рыбка, псы и коты плотным кольцом окружили стол. Особо выделялся Чивакуня- сторож с испорченным прикусом. Чивакуне дали рыбные головы и он ушел. Неприхотлив…

К 12.00, убедившись, что наконец то сыты, выехали. Дорога перестала быть дорогой через 200м. Машина поддержки и сопровождения исчезла за горизонтом, погрузившись в барханы. Коса была не очень широкой. Справа раскинулся штормовой Будлакский лиман. По нему носились кайт- серферы. Слева шли белоснежные пески и явно неспокойное море. Проехать на велосипеде было просто невозможно….

Мы пошли слева. Колеса грузли в сухом рыхлом песке. Ноги, кстати, тоже. Каждый шаг с выталкиванием нагруженных велосипедов давался с трудом. А вдоль кромки воды ехать было невозможно — сильно штормило. Где то через 1,5 км дошли до одиноко стоящего бара. Простенькое деревянное здание с шикарным видом. Кофе здесь не наливали. Дальше все продолжилось до дамбы на Сергеевку. Те еще 2,5 км. В принципе, достаточно для глубокого понимания. Возле дамбы кипела жизнь — три машины и бар. Попили чайку и кофейку.

Информации о прохождении этой косы на велосипедах не много. Поэтому, когда бармен сказал, что дальше намного легче и лучше, мы смело двинулись вперед. До Курортного оставалось не более 8-9 км. Ха-ха! Зыбучие пески начались сразу за последним баром. Те через 150м. Решимость у многих ослабла. И стало шевелиться гаденькое желание проехать к Курортному по дороге. Достаточно только свернуть на дамбу на Сергеевку.

Но. Нашелся Человек, который просто хотел в туалет. Отойдя два метра, Юра обнаружил, что можно ехать по довольно плотному песку вдоль лимана. Что мы незамедлительно и сделали.

Следующие два часа были потрачены на прохождение камыша, пены и ракушечника со стороны лимана. Ехать можно было далеко не всегда. Но все-таки ехать! Километров через 5 вышли на какую то грунтовку по центру косы. К сожалению, песка на нее нанесло довольно много и проехать было практически невозможно. Тогда я попробовала опять уйти к морю, на левую сторону. Пейзажность картинки явно зашкаливала — на бесконечный белейший берег продолжали накатывать зеленые волны с гребешками. Солнце просвечивало самые большие валы и они с шипением обрушивались не берег. Удивительно, но в линии прибоя песок был довольно плотным. Да и сама линия прибоя оказалась от 1,5 до 4 м ширины. Можно было ехать! Иногда колеса вдруг вязли и проваливались в зыбучие пески, иногда велосипед оказывался полностью в набегающей волне. Но мы ехали! И Курортное стремительно приближалось.

От машины поступили противоречивые и разнообразные сведения: нас ждет глубокая промоина, куплено 7 кг кефали, найден лук и нет жилья.

Промоина была рядом с Курортным. Через нее ожиревшая кефаль пыталась пройти в теплое море. Не тут то было! Весь проход был плотно закрыт ятирями. Черные спинки соскальзывали прямехонько в сетчатый загон. Через промоину был перекинут хлипкий мосток. А за промоиной нашелся шланг для обмыва велосипедов. Чудо!

Вечерело. Резко начало холодать. На горизонте появилась свинцовая туча. Вдоль дороги села Курортное плотно стояли пустые пансионаты, базы отдыха. Опять все вымерло. А ведь славное местечко! Традиционно недоведенное до чего — то нормального, с времянками, грязью на дорогах и пустырями со свалкой. Найденные аборигены в ужасе отказывались брать постояльцев. А нам так хотелось спать под крышей!

Спасла нас какая то старушка. Она мирно рвала для козы вдоль заборов цветочки и успела проводить нас любопытным птичьим глазом. Пронаблюдав за нашими метаниями, старушка заголосила по селу, взывая Маню, Катю, Раю и прочих приютить » деток». Маня и Катя отказались, а Рая нас взяла. Жилье оказалось аскетичным, но нас пустили помыться в горячей воде и предоставили целую летнюю кухню.

Отпарив ноги, приступили к кефали. И тут хозяева рассказали удивительные вещи. Оказывается, кефаль, семейство форелевых, к зиме нагуливает хороший жирок. И варить юшечку нужно не удаляя кишки, а только вырезая желчный пузырь и жабры! Варят с малым количеством соли, а после готовности разводят отдельно немного юшки с чесноком, зеленью и солью. Получается саламур. Сперва едят рыбу с этим саламуром, а потом саму юшку. У нас вышла просто юшка с золотистыми кругами. Съеден был целый котел.

Пошел холодный осенний дождь.

Общий километраж

-12 км по косе и еще 6 км.

Ночь в скворечнике была тревожной и прохладной. Сильно мерз нос. За окном выл ветер.

Утром ветер сбил меня со второго этажа прямо на кухню. Пришлось готовится к принятию жареной кефали и юшки. Потом из нор повылазили морозоустойчивые велосипедисты. Дегустировали еду долго. До полудня.

А потом поехали в Лебедевку. Ветер был попутным, но ураганным. Не крутя педали, скорость доходила до 28 км/час. Ничего особо замечательного по дороге не было. Пропаслись в виноградниках. Остатки сомнительных сортов.

В Лебедевке Андрей нашел гостиницу. Действительно очень хорошую и всего по 100 гр с человека. Парус. Как такое чудо могло появиться в этом страшном мертвом поселке с деревянными скворечниками? Берег тут высокий, песчаный, с возможными осыпями. Есть два схода к морю, увенчанные табличками » под отрывом не загорать!». А где же тогда?!!

По второй косе наша машина уже покаталась. Доехала до канавы и вернулась.

Мы тоже поехали на косу. Увы… Слева бушевал шторм, грунтовку занесло песком, а нас сбивал с ног штормовой ветер. Нам не удалось доехать даже до канавы…

Остаток дня прошел в гастрономических изысках- на костре готовились свежие перепела. На десерт подавали чай со сладкими сухариками и мед из акации и софоры.

Похоже, я уже крепко поправилась.

Вечером писали в теплом холе пулю. Консьержка гладила рядом белье и смотрела типично украинскую передачу про убитых. Нам переключать программу и делать звук тише было отказано в грубой и непристойной форме.

Андрюха посвятил вечер инструкции для Рации. Впрочем, сознание его было туманным, поэтому прочел он немного…. Лучше бы он бортировал колесо!

Километраж 25 км.

Наступило раннее утро. В электрочайнике сварили яйца, запарили кофе и овсянку ( в тарелке и чашке))).

Потом произошел коллапс с Викиным велосипедом- странная покрышка упорно не хотела бортироваться. Борьба длилась почти два часа. Но победа была временной…

В общем, Вику мы потеряли через 300 метров. Как выяснилось, уже до Киева.

Наш маршрут шел через Тузлу, Желтый Яр, Вишневое, Приморское и Лиман. Всего 78км. Дорога не всегда была асфальтированной. Похоже, в дождь во многих местах можно даже не пробовать ехать.

А еще сегодня по прежнему дул стабильный северный ветер. Почти с ураганной силой. Часть дороги мы умирали со встречным ветром. Под горку хотелось пнуть ногой велосипед и убежать. При боковом ветре это было похоже хотя бы на езду. То, что происходило при попутном ветре иначе, как чудом, назвать нельзя! По асфальту мы теперь неслись 40 км/ч, а по отвратительной грунтовке с глиной — 20 км/ч!

В Лимане стали искать жилье. В 5 ти км расположился поселок Катранка. Это достойное детище украинского рекреационного строительства — при наличии прекрасной песчаной косы и лимана с лебедями и пеликанами, сам поселок не имеет ни питьевой ни технической воды. Все привозное. Чудо!

Нашим убежищем оказался домик с туалетом и душем на улице. По 30 гр. с человека. Света традиционно не было. Зато был газ.

Швыранув картофель в кастрюлю, помчались к морю. Через лиман вел живописный достчатый мостик 1920 года постройки. В лимане плескались лысухи и лебеди. Море еще штормило, но меньше.

Ужинали соленой кефалью и картошкой в мундирах с маслом и брынзой. Отдельно подавался салат из помидоров.

Проехали 80 км.

Утро было очень холодным. Но ясным. Местные сообщили, что до Вилково всего 27 км. Такая точность всегда завораживает и сильно притупляет бдительность. Потом выяснилось, что все 42 км.

А мы вяло поехали по дамбе на косу. Почти сразу затормозили и купили обед — огромного живого сазана (3кг за 75 гр). Через 200 метров любознательных остановили рыбаки. Они тянули невод. Час ушел на постижение древних ремесел. Рыбаки не возражали.

Бетонная дамба под небольшим уклоном прилегала к лиману. Когда мы наконец выехали на основную косу, то захотелось быть ближе к морю. Коса здесь очень широкая и состоит из бетонки, солончака, периодически залитого водой, мелкой поросли, где летом стоят дикари и собственно широкой белой песчаной косы.

Велосипеды бодро поехали по плотно утрамбованному после шторма песку. Сазан тяготил. Вскоре стали на обед. Море и летние Варвары подарили все, что необходимо диким людям- ведро, кирпичи, таз, ящик и бутыль с водой.

Нешев отдал жестокий, но справедливый приказ

- Юра! Попробуй воду!

Ответ Юры бесспорно уже вошел в анналы туристических былей

- Почему Я?!….

Уха и жаренный сазан переваривались долго. Еще мы долго ехали и наслаждались морем, потом осваивали навыки езды по послевоенной дороге, обстрелянной из миномета до Приморского. Само село, населенное староверами липованами, очень чистенькое и с красивой церковью. Окраины села прилегают прямо к Дунайскому биосферному заповеднику и выходят в безбрежные плавни. Там много узких проточек и по ним плавают утки и лебеди. Красиво.

Ночевали возле тихого карьерного озера перед въездом в Вилково. Дров полно. Окунь вылазит от любопытства на берег, летают дикие гуси и из воды можно приготовить чай.

Проехали 42 км.

Ночь прошла как в морозильной камере. Еще все время хотелось в туалет. Ужас.

Подъем в темноте и холоде. Все в инее. Палатки влажные.

В 9.00 въехали в Вилково. Первая табличка- Вилковская исправительно трудовая колония. Упс…

Дальше мы встретились с местным и поехали на рыбалку на Дунай.

1. Пусть отсохнет язык у того, кто посмел назвать это место Венецией. Прилагательное «Украинская» здесь имеет очень определенный подтекст!

2. Кто сказал, что в Вилково можно рыбачить? ТОЛЬКО аборигенам! Остальные- за черту оседлости!

3. Кто назвал эти вонючие протоки романтическими? А убогие нищие хаты живописными?


Из рассказа я узнала много интересного

- коров держат на отдельном острове зимой и летом. Три бабуси 88,89 и 90 каждый день ездят их доить.

- огород- это три в одном. На земле растет клубника ( к концу мая все урожаи собраны и проданы), между — засажен виноград ( вот в октябре его и собирают), ну и еще фруктовые деревья кое- где торчат.

- лодка вещь ценная. Новая стоит 4000 Уе. Каждый год просверливают все доски. Если гнилая — меняют доску. Потом конопатят все и смолят. Так лодка и живет вечно.

Там, где нас высадили, клюнуло дважды. Из сазана была сделана уха. Жерих обсыпан солью и отправлен встречать достойную старость в Киев.

Вечером мы погрузились в автобус Вилково — Киев. В программе был принудительный просмотр дурного русского кино и прибытие в 5-30 на автовокзал.

Все.

Все было очень хорошо и вкусно. Я +1,5 кн. Иван +3кг.

Общий километраж — 200 км. Затратная часть 1200 гр с дорогой и перепелками.

Прокомментировать