Майский поход по Крыму. Украина. 2008
Дата 16 Март 2010

К  Олегу мы присоединились на второй день. Погода была чудная – шел дождь с градом и температура опустилась до 4-5 градусов!

Встретились на дороге Судак  -  Феодосия возле столба 22-23. Откуда Олег знал о его существовании?

Перекусив, отправились в сторону  Краснокаменки. В советские времена это место охраняли не хуже Балаклавы.  Там прятали ядерные запасы нашей Родины. Местные жители в жизни никуда не выезжали дальше Судака, и то с разрешения начальства.

Сегодня Краснокаменка более доступна. Но. В Кизилташском урочище до сих пор в штольнях прячут какое-то оружие. Поэтому попасть в Кизилташский монастырь, а именно он был нашей целью, а не военная часть, можно, только обойдя часть «десятой» дорогой. Что мы и сделали. Это оказался не самый простой путь….

Увы. От Кизилташского монастыря, в прошлом, месте паломничества, не осталось ничего. Маленький современный Храм Святого Стефана Сурожского. Неподалеку реконструируется еще один храм, деревянный. Работы ведутся в основном благодаря энтузиазму местного настоятеля, бывшего офицера Советской Армии. Храм маленький, уютный, красиво расписанный внутри библейскими сюжетами и святыми. А ведь еще недавно на этом месте существовал огромный монастырский комплекс! После того, как советскому военному командованию приглянулись здешние места, в один прекрасный день, по легенде, приехал Берия и нажатием красной кнопки, уничтожил весь монастырь. Остались только штольни и военные бараки. Они очень нужны не только местному населению…

Попасть в монастырь по дороге можно только после получения спецразрешения, которое выдают не всем и не охотно.

Далее наш путь лежал через гору Франк Мезер и таврские святилища к армянскому монастырю Сурб Хач. Мастер Акоп, пожилой спокойный  армянин, весь состоящий из легенд, рассказов и преданий, с огромными ручищами, которыми он вытесал древний армянский крест, поведал нам историю монастыря. Она чуть веселее Кизилташской. На сегодняшний день монастырь реконструируют, появилась гостиница для паломников, часто приезжают туристы.

Интересна история про кресты, высеченные на стенах монастыря. Они называются хачкары. Так вот, если мастер вытесывал одинаковые кресты, его могли и камнями побить! Архитектура внутренней церкви сильно напоминает своим декором мусульманскую. Ниши и карнизы украшены мукарнами. Мастер Акоп объяснил это тем, что армян, как хороших зодчих, часто нанимали строить мечети. Там они и переняли для своих церквей этот архитектурный элемент.

Погода была по-прежнему ужасной. Казалось, скоро пойдет снег! Было очень-очень холодно! Мы добрались до поселка Старый Крым. О чудо! В придорожном кафе были чебуреки, шурпа, шашлыки. Чай, кофе. Мы мигом сделали в кафе план на неделю вперед и поехали в Лесное. В 5 км от поселка  у нас заканчивался маршрут этого чудесного дня.

Мы переночевали возле ручья и утром тихо двинули вверх. Олег вел нас по своим каким-то космическим приборам. Кстати, в Сурб Хаче, когда увидели как мы вышли из леса, были потрясены – по этой дороге уже давно не приходили люди…

Весенний Крым – просто чудо! Какая же здесь зеленая трава! Какие цветы! Как поют птицы!

Нас окружали огромные пионы, бесконечные поляны лютиков, а потом появились какие-то смешные желтые чертополохи. Божественно!

Но самое красивое ожидало нас впереди – Тюльпановый хребет.

Где Олег нашел это чудо природы – загадка. Мы искали проход к Хребту долго. Даже один раз решили пойти по прямой (хорошо, что передумали).

И вот мы на Хребте.

Для нас – это была кульминация похода! Идешь, хребет  узкий и убегает по сторонам вниз. А во все стороны расстилается весь Крым! И такая красота, что словами не передать. И тут появились тюльпаны. Хрупкие и нежные, на коротких плотных ножках, они смогли пробить каменистую почву и выдержать весенние непогоды. Это были последние дни цветения. Часть тюльпанов уже облетела. Но оставшиеся, словно специально ожидали нас.

Потом я пошла вперед. Шлось легко – красота немыслимая. Дорожка бежала вниз. Вдалеке показалось шоссе. Через час я остановилась и решила подождать друзей. Мне они не обрадовались – в горах не всякая прямая дорога ведет прямо. Эта тропа была тупиковой. Назад нужно было подниматься часа 2. Сил уже не было – за плечами был 10 часовый переход.

И было принято единственно верное решение – продолжить путь вниз. И мы его продолжили! И лезли через кустарники и буреломы, спускались по отрогам и карабкались по сыпуну. Предполагаю, что все это время, многие думали обо мне….

Ночевали мы уже возле тропинки.  Нужно сказать, что когда мы увидели пустую бутылку из-под водки и пачку из-под сигарет, мы страшно обрадовались! Значит, сюда приходили люди! И мы сможем пройти!

К сожалению, мы не поднялись на гору Перчем, запланированную в данном походе.

Но ведь что-то должно остаться в мечтах?