Оазисы Египта. декабрь — 2010
Дата 15 Январь 2011

Зимняя Африка.

ЕГИПЕТ.  АЛЕКСАНДРИЯ.

Наше зимнее путешествие делится на две части — ливийская пустыня Египта и фестиваль туарегов в Тимбукту.

Наша группа тоже разделилась на две части. Причем счастливцы, решившие полететь более экономным Аэросвитом, бились в конвульсиях , т.к. за два месяца до вылета  авиакомпания лишила их и денег и билета. Джонсоны, вырвав наконец то деньги, купили билеты через Москву.

Мы же, хладнокровно заполнив рюкзаки всем необходимым для трехнедельного путешествия, включая чайник, мясо, кофе, крем для ног, прищепки, веревки, спальники, коврики, полное собрание сочинений А. С. Пушкина, весь номенклатурный ряд лекарств средней коммерческой аптеки Киева и васаби для аппетита, назвали это все Ручной Кладью и боком ввалились в австрийские авиалинии. Равнодушие компании просто удивительное. Ничего не отобрали. Даже железную пилочку для ногтей.

В 15.10 мы благополучно приземлились в Каире.

Осчастливленные визами и деньгами, по сходной цене наняли автомобиль и поехали на вокзал. 20 у.е. за 45 мин езды

Езда по Каиру — отдельная трогательная история для автомобилистов и пешеходов. Хорошо, что мы не в прокатном автомобиле….еще лучше, что нам не нужно разносить газеты между машинами….

Вокзал потряс своими размерами и вечным египетским недостроем. Как ни странно, касса нашлась довольно быстро. Улыбчивый дядька быстро продал нам билеты до Александрии на турбопоезд. Во второй класс.40 уе на  6 персон. На перроне периодически мелькали европейские лица. До подачи поезда мы коротали время, разглядывая прохожих, они разглядывали нас. Хотелось кушать.

Джонсоны с задержкой в н.. часов вылетели из Москвы.

Поезд подали. Мы жирно развалились в первом классе, откуда традиционно были выбиты англичанами через 5 минут. Пришлось пройти 10 вагонов до своего 12- того. Наша цепочка шла через вагоны, регулярно нанося увечия местному населению Ручной Кладью.

За окном было темно. Мелькали огни поселков.

В пластмассовом тазу принесли сладости. Попробовали все. Съедобно. Но, лучше бы носили мясо…

Квартира в Александрии действительно оказалась с видом на море, тремя спальнями и двумя туалетами. Но с одним душем. Печально.

Хозяйка проживает тут же этажом выше. Осознав, что нас не 6, а 8, у нее испортилось настроение и она попросила еще денег. Но СМСом по телефону. Ошибка. Пока просьбу отбили.

Джонсоны передавали, что где то едут. Вроде,  уже на такси.

А мы пошли в большой супермаркет за углом. Разнообразием продуктов он не блеснул. Мы купили сыр, йогурт, кофе, чай и фрукты в соседней лавке. 30 уе. На улице я собиралась уточнить, где же супермаркет у дедули. Я только не учла, что он готовился к переходу дороги. В Египте — вопрос жизни и смерти.  Вежливо подергав его за рукав, я в ответ выслушала целую суру из Корана. Не до конца.

Спать было холодно.

Среди ночи прибыли Джонсоны.

Утром выяснилось, что желающие прибыть в Александрию отдельно, доехали во всех отношениях очень  индивидуально, те на такси. Счастливцы….хорошо, хоть не из Москвы…

Вид из нашего окна с утра порадовал- рядом плескалось Средиземное море. Рыбаки повыходили на промысел.

Незатейливо покушав и помывшись  всего за три часа, мы вышли на прогулку.

На набережной мужики разбирали сети. Жирные толстые коты вяло поругивались. Периодически в стаю летела маленькая рыбка. Когтистая лапа мелькает в воздухе, вой, урчание и кто то уже сыто чавкает.

Мы идем по набережной. Сидят парочки. Рыбаки. Коты. Мимо несутся автомобили. Те не несутся, а едут плотно, нестройно, поддавливаًя пешеходов. Если робко стоять на переходе- перейдешь дорогу в следующей жизни. Если побежишь быстро- сразу наступит следующая жизнь. Погода просто чудная.

Вот и знаменитая Александрийская библиотека. Одно здание — огромное цилиндрическое, со скошенной крышей. Крыша вся выложена какими то неправильными стеклянными  фигурами. За счет этого в сам библиотечный зал попадает максимум дневного света. По окружности здание облицовано копиями надписей Древнего Царства. Проект норвежского архитектора под эгидой ЮНЕСКО.

Рядом еще несколько огромных стеклянных зданий. Везде толпится народ — дети, студенты, иностранцы. На площади несколько занятных скульптур и огромная модель нашей галактики — вход в планетарий.

Мы купили билет и пошли в библиотеку. Кстати, билет «везде» стоит совсем не мало — 9 уе пер персон.

Так вот. Библиотека — это очень очень интересно. В ней можно читать настоящие книги, читать все, что есть в сети, наслаждаться великолепными выставками древних манускриптов, фотографиями и рисунками начала века с видами Александрии, современной скульптурой и живописью. Суперсовременно и красиво.   Лично я долго бродила между полочками с книгами по медицине времен Древнего Царства.  Везде сидят,  читают и пишут. На нижнем этаже не большая, но изящная выставка древней скульптуры- представлено все, что створялось  на египетской земле- от мумий до римских мозаик. Наш ребенок потрясен- хочет жить в библиотеке.

У меня пока Полное наслаждение отсутствовало по причине плохой связи, а вернее ее отсутствия, с принимающей стороной. В голове мелькали и теснились плохие мысли. Принимающая сторона вяло отзвонилась к обеду.   После разговора у меня осталась Надежда , что мы еще слишком много должны им заплатить. Может, все таки заинтересуются и приедут….

Наш дружный коллектив теперь хотел кушать. Рыбные рестораны были не то, чтобы очень далеко, но идти к ним никто не хотел.  Взяли извоз. Как любой извоз большого города, да еще и на настоящей лошади, нас попытались вначале всунуть в ресторан с откатом, потом содрать в 5 раз больше денег за проезд и в довершение- сопроводить в выбранный нами ресторан. Пришлось применить словесную угрозу.

Ресторан был просто чудесным — через час никто не мог дышать. В том числе вскормленный нами морским группером кот. Он прижался носом к стеклу и слезливо икал.  Съедено было много…

Раструшивая обед, мы дошли до крепости. На набережной торговали отвратительными сувенирами. В воде плавал мусор. Почему то мы пошли в музей рыбы, который имел очень, очень бедненькое оформление. Внутри чем то дурно пахло и один из Джонсонов стал приобретать нездоровый зеленый цвет. Пришлось уйти.

Вечер мы окончили обильными клубнично манговыми фрешами в красивом кафе на набережной без туалета. Последнее обстоятельство повлияло на наше скорейшее возвращение в квартиру.  В город ушли Джонсоны и увели за собой глубокодекальтированную Лору в темных очках. Скорее всего у них будут приключения. Хотелось бы только, чтобы было кому о них  потом рассказывать))

Приключений не получилось.

Ничего не сохнет. На улице туман. Прохладно и влажно. Но хорошо.

После обильного завтрака мы поехали в катакомбы. Большое подземное кладбище. Гиды пересказывают легенды древнего Египта. Хороший признак- значит, о данном месте известно не много.   Яркая деталь- барельеф с Анубисом в короткой юбке Римского легионера на стене подземной церкви. В содружестве с Римской скульптурой и богиней Хатхор выглядит  Эклектично. Вход в церковь охраняют очень рельефные змеи и Маат с крыльями над входом. У этих древних в головах был полный бардак! Неподалеку римские термы. Обнесены прекрасным качественным забором. Руины, в общем- то, особенно не восстанавливались…

Т.к. утро реально наступило очень утром, то к 11 утра мы уже дошли до знаменитого кафе Трианон. Увы… Слава его померкла очень давно и вряд ли возродится когда либо. Кофе несли так долго, что захотелось кушать. Мы побрели дальше.

Обед, десерт, кофе… Больше идти было особенно некуда.

Александрия, которую я увидела, город многоэтажный. Район Анфуши своими небоскребами мне и вовсе из далека Манхеттен напомнил. Но вблизи все совсем, совсем по другому… Обшарпанные панели домов, жмуты проводов, разрытые канавы и плохо законспирированный мусор. Все это дополняется бесконечно сохнущим бельем и какими то современными руинами нецелевого назначения. Иногда, вдруг, мелькнет архитектурное чудо, типа Отеля Египет с венецианскими окнами, арками, мозаикой и позолотой. Но редко. Увы. Город угас и о былом величии напоминают лишь широкие проспекты, приморский променад и воспоминания современников.

Англичане, как всегда, сняв сливки, всех поссорив и все испортив, испарились охранять у себя в Англии награбленное наследие человечества. Александрия сильно напомнила Аден.  Истории этих городов, как и их облик, сильно похожи. Только, Александрия, конечно, по богаче будет.

Сегодня пятница. Пение муэдзина разносится по городу.

наступает Рождество. Наша вечерняя трапеза не особо разнообразна, но имеет оттенок здоровой пищи- сыр, фрукты и биби- кула, что  в переводе означает пепси- кола.

У нас поразительная коммунальная деликатность- ни одного трения при приеме душа или посещении туалета  . И это, учитывая, что все восемь человек моются два раза в день, а душ один!

Ждем завтрашнего дня.

Итак, в Рождественскую ночь случилось чудо- приехал наш автобус!  Причем на 10 мин раньше!

Я в обмороке.

На улице очень сыро и холодно. Александрия утонула в тумане.

ОАЗИСЫ  ЕГИПТА.

Быстро рассчитавшись с хозяйкой квартиры, мы поехали в сторону города Матрух. Вдоль побережья выстроены  многочисленные гостиничные комплексы. Это все для местных жителей, каирцев и луксорцев. Туристов в этих краях мало. Отдых дешевый и качественный. Пик сезона приходится на летние месяцы и сентябрь- у детей каникулы, да и в Луксоре с Каиром в это время находится невозможно. Сейчас все пустынно.

Сперва заехали в Аламейну — место встречи Мангомери и Роммеля в 1942 году. Египтяне прекрасно знают давние события. Северная Африка крепко воевала в 1940-1942 гг. Англичане, немцы и итальянцы установили здесь после войны мемориальные комплексы.  Небольшой музей с фотографиями, панорамой битвы и образцами оружия и формы. И огромное английское военное кладбище с 6000мемориальными плитами. Поименными.  С датой смерти и названием полка. Несколько плит имеют дату смерти и подпись «Солдат войны. Его знает Бог». Но их не много.

есть куда приехать Родственникам и родным.  могут они сказать, что их брат, отец или дед похоронены на земле египетской.  есть куда положить цветы. Нет только Неизвестных и Братских могил.

Дорога все время идет вдоль моря. вокруг раскинулась желтая пустыня. Еще 2 часа езды и мы въехали в Матрух.

Очень хочется кушать. Ни одного Кафе по дороге.  Сыр весь доели. Яблоки тоже. И хлебные палочки.

Матрух -  Тишайший городок на побережье Средиземного моря. Белые дома, гостиницы и прекрасный променад на несколько километров. Ничего особенного в архитектуре города нет. Море нереально синего цвета. Туристов нет. Да и местных жителей немного. Стало жарко.  Туман исчез.

Небольшие препирательства с фирмой по поводу расселения. Доплата в 65 у.е. Надеюсь, единоразовая…

Прямо на пляже стоят аттракционы. Исторически- ископаемые, но вполне в рабочем состоянии. Мы быстро вгрузились  в колесо обзора, которое управлялось палочками- джойстиками. Скорость его все время меняли двое мальчишек, которые радостно лазили из корзины в корзину во время движения колеса. Несмотря на субботу, посетителей не было. Нас катали кругов 10. Причем Лору прокатили на два круга больше! Потом погоняли на машинках. Ездили, как у нас — с воплями и сталкиваниями.  По- видимому, мы что то делали не так….

Номера чудесные, ужин превосходный, постель сказочная.   Поход за сыром и помидорами в дорогу. Сыр местный 1 кг, халва 1 кг, молоко 1 л, 8 йогуртов- 13 уе, печенье 0,4кг и хлебные палочки 0,5 кг- 2уе, помидоры 2 кг и гуава 1 кг- 1,8 уе. В общем, не очень дорого. Люди спокойные, с достоинством.

Спим.

Мы едем в оазисы!

ОАЗИСЫ.  СИВА.

Сегодня воскресенье, 26.12. Мы повернули на юг в сторону оазиса Сива. До него 300 км по каменистой пустыне. Иногда появляются небольшие горы. По карте слева Депрешн. Как мы поняли, это не гора, а впадина.

Едем быстро. Дорога прекрасная. Машин нет.

К 10 утра въезжаем в оазис. По сути, это современный  городок, в котором проживают 35 000 человек. Вместо парков и садов — финиковые рощи ( вроде тут более 1,5 млн пальм).  Пальмы все припылены песком. Иногда появляются каналы и водоотводы. Ездят машины, мопеды, велосипеды. На центральной улице ослики с повозками, рестораны, лавки и туристы. Наша гостиница на соседней улице.

Дальше по- египетски — быстрое поселение за час с неполучением ключей. Поездка к Ваннам Клеопатры. Гид покачал головой и сообщил, что купаться в кристально чистом источнике смертельно опасно. Через 10 мин примчались жирные американские дети и стопками запрыгали в воду. У нас лишней одежды не было. Пришлось от этой мысли отказаться.

Сива —  круглый оазис. С одной стороны окружен небольшими горами и двумя природными озерами. В центре оазиса равноудалено стоят три песчаных холма. На одном раньше был Храм Оракулов, куда приезжал сам Александр Македонский. Как потом выяснилось, там еще и сохранились руины исламской крепости 15 века., а от храма ничего не осталось…

На другом холме

Джабаль Эль Мавти ( Гора Мертвых)  разместились гробницы знати. Их там более 1600. 26 династия  датируется 2 вдеэ-4внэ.  Во многих гробницах сохранились прекрасные росписи. Особенно хороша гробница 1, со звездным потолком Нут и волшебными лодками. Там я впервые увидела изображение Бога Ам-ам- большая собака с ножами в лапах и высунутым языком.   Есть также Анубис за работой и Осирис с Исидой . Все гробницы с росписями закрыты и нужно попросить кого то их открыть. Третий холм — Шали, двойной- собственно старый глинобитный город, от которого остались лишь живописные руины. Город датируется 12-13 веком и раньше был укрепленной крепостью. Люди его давно покинули и переселились в более современные дома. Наш гид ни о чем не знал и к гробницам вообще ходить не рекомендовал…

Солнце позолотило горы, оазис и скрылось. Мы вернулись к гостинице. По дороге купили и съели  фиников, молока и оливок. Финики вкусные. Они здесь какие то уникальные.  Сувениров не много. Женщины вышивают шали и скатерти.  Никто совершенно не собирается торговаться и в лавки не зазывает. Люди очень спокойные, улыбчивые и крайне сдержанные. Говорят,  в ливийской пустыне осталось то, чего нет уже почти нигде — честность и чувство глубокого человеческого достоинства. Похоже, это именно так.

Женщины встречаются  на улицах редко. Укутаны с ног до головы, на руках перчатки, а глаза прикрыты вуалью.

Поет муэдзин, по городу кричат ослы. К вечеру открылись все магазины.   в общем, жизнь крайне спокойная и неспешная.

Теоретически, завтра должны прибыть наши джипы.

И они прибыли. В назначенное время. Сразу после завтрака.

ОАЗИС БАХАРИЯ.

Для начала, как обычно собрали караван из 7 машин с иностранцами, получили разрешение и поехали. Остатки оазиса тянулись еще довольно долго. Переехали настоящее море с соленой водой. К лету море высыхает и становится сплошным солончаком.

Раз в час мы проезжали чек поинт. Дотошная проверка документов, перечитывание и пересчитывание. Кстати, просто так никуда поехать нельзя- только с полицейским разрешением. Пока дорога прекрасная. Ее сделали в этом году. Местами уже чуть засыпана песком.

До Бахарии 450 км.  Так нам сказали. Джипы у нас местные, из Сивы. Водитель все время рассказывает, что в Египте только один оазис. Сива. Все остальное- полная ерунда. Отвезет нас и назад. А у нас опять новые машины и новые водители.

Пейзаж за окном все время меняется. Хорошая дорога кончилась и мы поехали вдоль старой трассы. Старая трасса сильно бугристая и засыпана песком. Дюны и скалы издалека кажутся очень высокими, а при подъезде оказываются не более 10 метров. Иногда песок почти белый с волнами и очень чистый. Из него вокруг дороги образовались дюны с острым хребтом. Потом вдруг все начинает блестеть- песчаное плато покрыто ракушками. Удивительно.  Были места, где ветер выдул песок и появились столовые горы. Ближе к Бахарии стали попадаться холмы, присыпанные черными камнями- вулканическим базальтом. Но они быстро пропали.

Наконец, после 10 часов дороги, мы прибыли в Бахарию.  Весь оазис лежит в депрешине и окружен грядой гор. Оазис не сверкал ни чистотой ни красотой. Какие то маловразумительные лавки, в которых продаются детали, ремонт автомобилей и крохотные супермаркеты. Везде песок. Дома из бетона без штукатурки, покраски и без единой детали украшения- кривоватая коробка , крыша, дверь и окна. Названий улиц нет. Просто все знают, где что находится. Большой неопрятный городок.

А я, когда представляла себе оазис, думала  взобраться на гору и полюбоваться им сверху…

А гостиничка оказалась очень миленькой.

У Таси начал болеть живот. Думаю, от беспорядочной пищи, которую мы все время вкушаем. Все вкусненько, но есть новое блюдо-  замазки из орехов.  Думаю, вкупе с молоком, финиками, салатами и фруктами — что то сделали с желудком плохое.

Утром оазис не показался симпатичнее. Небо было голубым.

Мы поехали к музею Золотых Мумий. Супер!

Красота, объемный Фаюмский портрет, мумифицированные этруски в золотых масках. Всего 11 мумий. Из них двое детей и один бабкин. Все Мужчины и все женщины имеют разные прически и лица. У мужчин лавровые венки на голове.

Музей состоит только из мумий. Его активно расширяют. Туризм пришел в оазисы всего пару лет назад.

Потом мы посмотрели какие то грибницы. Красивые, но активно новодельные.

Бахария- огромный оазис. Разбились вдребезги детские представления о маленьком озере, трех пальмах, ослике и феллахе с кожаным ведром ….

На всю Бахарию нашелся только один человек, который захотел сделать свой дом привлекательным. Мухамед Эйл. При входе стоят глиняные верблюды, в комнатах разместились глиняные скульптуры жизни оазиса.

Больше делать в Бахарии нечего.

В общем, в нем нужно посмотреть Золотые Мумии и ехать дальше. Просто — это некий перевалочный пункт. Оазис. И мы в нем явно задержались.

Нас отвезли на окраину принять термальную ванну.

Умер еще один стереотип-  воды в оазисе мало и она на вес золота.

Итак, горячая термальная  вода бьет фонтаном из огромной трубы в бассейн и вытекает дальше в канал. Мы таких труб видели много. В бассейнах прямо на улице сидит местное население и моется — вода все равно абсолютно проточная и ее много!

Мы плескались в купальниках на фоне песчаных гор. Странно , но очень хорошо.

Закат всех возят встречать на большой холм с Английским домом. Руинное наследие Второй мировой. Нас там было человек 40-все иностранцы Бахарии. Крайне комфортная погода!

По дороге в гостиницу решили купить масло и овощи. В магазине я обнаружила колбасу с рисунком свиной(!!!!!!) морды!!! Если при этом учесть, что у нас в гостинице на глазах у всего персонала лежали в купальниках Арабские женщины с голыми ногами, вываленными на стол, то понятно- арабский мир сошел с ума!!

Сегодня обнаружила испанцев, отправляющихся на неделю пешком в пустыню. Пока еще не знаю, завидно ли мне…

Утром очень очень долгие сборы.  У нас опять новые водители и машины . Получение разрешения полиции на выезд, ксерокопии. В общем, ковырялись до начала одиннадцатого. Потом поехали.

Черная пустыня началась почти сразу за Бахарией. Желто-оранжевый песок покрыт черными мелкими камнями. Везде стоят пирамидальные холмы- вулканы. Пейзаж совершенно лунный и неживой. Естественно, Все джипы останавливаются у одной и той же  горы возле дороги и все иностранцы Бахарии лезут на одну и ту же вершину. Египтяне с умилением наблюдают за этим.  К соседней горе нас подвезти им просто не хватает воображения… Подъем метров 100. Мы  полезли. Некоторые, те я и Иван, взобрались и на соседний холм. Песок желтый, оранжевый, иногда с красной полоской. Виды- волшебные. Черные камни стучат с железным звуком. На земле много песчаных образований причудливой формы.

Переезжаем к соседней горе. Теперь мы сами и Саше удается на вершине холма выложить черными камнями на оранжевом песке слово «счастье.»

Небо заволакивают тучи. Не жарко. Кажется, что скоро пойдет дождь(!).

Едем дальше.

Каждый чек поинт — проверка документов, маршрута и взятка, т.к. Лору не внесли в список.

Вдоль дороги крепко мелиорированная пустыня с высаженными кустами и капельным поливом. Трасса довольно оживленная.

Перекусывали мы возле бассейна с горячей водой. Вода, как и положено в пустыне, хлестала из огромной трубы.

Наконец то  въезд в Белую пустыню. И почти сразу- паркинг возле Кристал  Маунт. Гора, а ныне горка, хрустальная. Все подходят и сладострастно отдирают по- немножку блестящей красоты. От горы остался холмик…

Солнце в  тумане. Горы тают на горизонте в серо фиолетовой дымке. Черного цвета уже нет. Песок желтый с белым мелом. Мы, как в картине.

Сворачиваем в гущу белоснежных останцев. Краски тают. Красотища. Формы — самые причудливые. Песок как будто кто то намазал белой масляной краской. Иногда из песка выступает бледно сиреневая порода. Моне в туманном периоде.

Все джипы крутятся именно в этом регионе.

Вечерний проезд по Белой пустыне в поисках места ночевки. Особенно хорошо было петлять между небольшими грибами- горками.  Возле знаменитого Цыпленка уже разбит лагерь.

Мы останавливаемся в километре от монумента Зое Космодемьянской.

Лагерь по- бедуински — очень быстро и удобно: две машины углом, а за них крепятся вертикальные ковровые ширмы в форме буквы П. Третья сторона фиксируется огромным камнем. Внутрь стелют матрасы, паласы,  ставят стол и шатер без крыши готов.

В Бахарии пошел дождь. Первый за три года. Те в пустыне это очень вероятно….

У наших водителей чудные носки- из тонкой кожи. Для пустыни совершенно незаменимая вещь.

Мы с Тасей ушли спать на матрасы за монумент. Холодно. До часу ночи дул ветер с песком. Сияли звезды. Если начинается песчаная буря- нельзя прятаться и останавливаться  тем более спать.  нужно идти вперед.  верблюда в бурю ни за что не уложишь. Зато, если пойдет дождь — попробуй поднять его тогда!

Вылезла Луна рожками вверх.  Потом песок перестал залазить в нос и глаза, но дуло все равно сильно. Ночью приходила лиса.

Утром небо опять заволокло тучами. Мы ездили и бродили по пустыне еще часа два. Красиво.

Сегодня еще нужно проехать 350 км. До Фарафы 50 и до Дакхлы 300. Пустыня по прежнему обитаема.

В Фарафе заглянули в домик местного скульптора Бадра. Этнично, но уже на коммерческой основе- билеты, открытки, вступительное слово ( короткое).

А потом поехали в пустынное Спа с горячей водой. Жилья нет, камыш, трава, бассейн и труба. Правильно, с горячей водой. Рядом бедуин продает платки и угощает чаем. Мы купили плед из белого мягкого верблюда.

Наконец то пустыня стала нормальной пустыней- без домов, деревьев, кустов и заливных полей. Но не надолго.

Дакхла- это не точечный оазис, а целый ряд поселков, растянувшихся вдоль дороги на многие десятки километров.  Замелькали белые ослики, солнце резко пошло вниз.

Темпл мы осматривали в полном одиночестве, в розовой пустыне с сиреневым небом. А когда стемнело, мы заехали в древнюю крепость Каср Эль Дакхла 12 века и бродили с фонариками по бесконечным улочкам и переходам. Крепость уже давно совершенно нежилая и активно используется мировым кинематографом. Я себя чувствовала точно, как в кино.

Улицы оазиса чистые и аккуратные, много красивых домиков, цветов и гостиниц.

Ночевали мы где то в середине Дакхлы в чудесной гостинице. За ужином распили бутылку вина(!) и умерли в каменных номерах. Некоторые еще бедуинились на вечернем шоу.

Ночью было холодно. Утром я обнаружила, что все вокруг розовое или сиреневое- небо, гостиница с круглыми кирпичными крышами, горы.

Дакхла- очень зеленый, чистый и уютный оазис. Протянулся на десятки километров. Это просто цепочка деревень. В зеленых рисовых полях пасутся белые цапли, феллахи заняты работой, пальмы шевелятся на ветру, два раза проезжали старые бедуинские кладбища.  Все красиво и спокойно. Тут много мест для осмотра, но нам нужно немедленно ехать дальше. Немедленно не получается, т.к. нужно избавиться от полицейского- он, оказывается, едет с нами дальше. По правилам для туристов. Наш гид дает в полицейском участке взятку и охрану мы высаживаем.

Пустыня опять меняет вид — появляются многочисленные песчаные пирамиды разных размеров. Потом желтые дюны. Трафика почти нет.

До Карги доезжаем довольно быстро. Тишайший оазис. Выглядит, как Евпатория ранним утром без людей и мусора. Есть многоэтажки, широкие бульвары, все чисто, бордюры тщательно побелены. Теперь к нам приставляют целую полицейскую машину сопровождения. С ней мы ползаем по городу. Зато быстро и без очереди покупаем хлебные лепешки. Кстати, в Египте они не очень вкусные- совсем без масла, соли и сахара. И за ними всегда очередь.

Храм Ибиса закрыт последние 6 лет на реставрацию. Издали- красивый комплекс возле пальмовой рощи. Едем на коптское кладбище Бавати 6 века. На холме раскинулись  глинобитные руины первых христианских склепов. Выглядят,  как маленькие храмы или часовни. Входы в форме креста с колоннами по сторонам. Крыши купольные. В некоторых даже сохранились росписи- совершенно наивные по форме, но уже правильно сориентированные по содержанию. Интересно то, что в этот переходной период, в росписях были элементы не только христианства, но и древнеегипетской религии.

Ну а теперь нас везут дальше в старую крепость Каср Эль Лабакха в пустыне. Конвой нас наконец то бросил.  Появились высокие горы, огромные дюны и руины древнего поселения. Вход- домик в пустыне и три служителя . Забора нет, зато , как всегда, большой бассейн с кристально чистой водой. В этот раз — с холодной. Рядом с бассейном котлован и два древних колодца. Интересно, что котлован связан с колодцами узким подземным ходом, по которому мы с Сашей и Тасей прошли. Ход пару раз изгибался и в изгибах чувствовалось, что мы едим много.

Наконец мы дошли до живописнейших руин древней церкви и крепости 6-8 вв. Церковь стояла под скалой.  Сохранились глинобитные стены и частично круглые купола. Но песок заносит и заносит древнее сооружение  Мы ходим по песку уже на высоте  купола.  Осталось недолго. Крепость стояла чуть в стороне на холме,  но и ее потихоньку заносит.  Все пустынно, одиноко. Удивительное место!

Наши водители где то на горизонте разбивают лагерь. На вершине желтой изогнутой дюны. Сегодня новый год. Мы купили чуть больше продуктов. Стол выглядит очень празднично- серебряные коврики, беломраморные подставки для хурмы, хамона,  колбасы и морковки с яблоком, маленькие бутерброды с икрой, свечи в бутылках с песком. И даже вино! Лора была часами. Новый год у нас наступил одновременно с уральцами. Наш водитель- мастер на все руки, учитель и певец одновременно. Он извлек из машины барабан и порадовал нас песнопением. Потом пришла лиса. Водители поставили чайник на костер и сварили в нем какие то носки, так что с чаем совершенно не сложилось.

Спать легли рано- кто так, под звездами, а кто то в палатке.

НАСТУПИЛ 2011 ГОД.

Ночью опять дул ветер с песком. Потом- просто ветер. Звезд много и они очень яркие.

Рассветы в пустыне менее зрелищны, чем закаты. Посветлело, и все. Прямо на дюну положили матрацы, поставили стол с чаем и сыром. Хороший вид для пищеварения.

Пока водители сворачивали лагерь, мы пошли погулять на соседние дюны и горки. По дюне идешь в одном направлении- она плотная, как асфальт. И вдруг ноги начинают увязать и невозможно сделать более ни шагу.

Место нашей стоянки совершенно уникально. Помимо воды, колодцев, старых поселений, дюн и мрамора, мы обнаружили несколько кВ м петрографов! Сделаны они точно не сейчас. Место это слабо посещаемое,    труднодоступное. Рисунки видны только с определенного места с вершины холма, куда нет никакой тропы. Рисунки разные- животные, лодки с людьми и, похоже, Библейский Престол.

Прямо под скалой я нашла, как растет и начинает формироваться  Роза Пустыни — из плотного, почти каменного песка торчал стебель с новообразованием- цветком.   Вокруг валялись уже выросшие Розы всевозможных размеров и форм. В этим месте еще было поразительно много железных вулканических бомб и красивых веретенец.

Дальнейшее сильно походило на боевик. При въезде в город нас опять встретила полицейская машина. Перегружались мы в центре города возле музея. Улицу оцепили автоматчики в бронежилетах и многочисленные агенты. Пока мы были в кафе, они нервно охраняли наши вещи и вход. Впрочем, это не помешало им метнуться за финиками и простоять там в очереди 20 минут, а по окончании нашего телосохранения принять взятки от нашего гида.

Несмотря на обилие пальм во всех оазисах, самые вкусные финики были в Сиве. Ахмет предупреждал об этом. Впрочем, в самой отдаленной и труднодоступной Сиве было еще и самое большое разнообразие вышитых платков, одежды, скатертей.

До Луксора машина ехала не долго. Дорога хорошая. Вокруг- настоящая пустыня. Машин практически нет.

Все, закончились наши чудные оазисы со спокойными сдержанными людьми, улыбчивыми детьми. По улицам рассекают фаэтоны, дети настойчиво тянут за рукав и просят денег. Гостиница в самом центре города с чудесным видом на Луксорский храм, Нил и закат. С террасы открывается настоящий Дэвид Робертс.

Под вечер отправились на световое шоу в Карнакский храм. И тут выяснилось, что через весь Луксор, как трубопровод , тянется Аллея Сфинксов ( при ближайшем рассмотрении лучше ее называть Аллея Баранов) от Луксорского к Карнакскому храму. За последние пару тысячелетий в Луксор нанесло немного земли и песка и Аллея оказалась утопленной метра на 4 в глубину. Ее уже почти расчистили, выложили основную дорогу и даже посадили на пьедесталы часть сфинксов. Остальные лежат разнообразными кучками рядом и ждут своего часа сборки. В общем, лет через 20  , возможно, реконструкция завершится. Удивительно то, что ни один гид ни разу не показал эту шикарную аллею в мои предыдущие посещения.

В Карнакском храме на шоу (20уе)  было много людей. Но, лучше бы это была просто прогулка с музыкой по ночному храму. Из громкоговорителя доносился обрывочно бредовый рассказ, а по Священному озеру за эти деньги могла бы и лодочка поплавать!

Следующее шоу было на английском языке и людей пришло еще больше.

На обратном пути пройтись вдоль Нила не получилось, из за отсутствия променада и мы пропетляли улочками назад к гостинице.

Рано утром на рассвете мы поехали в Долину Знати и Долину Царей.

Нелегок труд водителя и гида в Египте. Через каждые пару км блок пост и тупое вымогательство денег. Молча передаются купюры из рук в руки.

Из за отсутствия моста в центре города, приходится ехать довольно далеко на юг, переезжать Нил и возвращаться прямо напротив нашего отеля назад.

Впервые я поняла хоть приблизительно, как располагаются Долины. До сих пор, из за вечных папирусно алебастровых музеев, мне казалось, что все храмы находятся Бог знает где.

Долины западного побережья раскинулись напротив Луксорского и Карнакского храмов. Ночью они шикарно подсвечиваются.

Возле Долины Знати сиротливо стояли два маленьких автобуса- это место не входит в обязательную программу посещения.  Нас сразу обнаружил местный провожатый и повел тропами через гору, мимо храма Хашепсут к самым красивым гробницам. В горах работают археологи. Местное население традиционно продает подделки.

Билеты везде достаточно дорогие. Посещение 5 гробниц-10 уе. Плюс бесконечные чаевые служителям.

В первой гробнице очень красивые росписи- вереницы пленных нубийцев с животными,  суданцев с дарами, сирийцев,   сцены охоты, построек и всевозможных женских занятий типа маникюра, покраски и массажа. Есть музыканты и танцовщицы. На одной из стен мумификация с Анубисом, собственно похоронная процессия и потом суд Маат. Левая сторона гробницы мужская, а правая- женская. Рисунки качественные, живые. Очень интересно. Как книгу читаешь. освещают гробницу древним способом- на входе сидит служитель с зеркалом и направляет луч второму служителю,  который ловит луч и использует, как фонарик с помощью второго зеркала.

Следующая гробница — луксорского сборщика податей,  отличалась очень крупными рисунками и прекрасным первым залом с расписным потолком. Весь потолок был заплетен виноградной лозой.

В основной зале четыре колоны с изображениями богов и людей. Анубис за работой. Все фигуры очень большие. И потолок весь в разноцветный квадратик и полосочку с точкой.

Третья гробница была похожа на первую, но с худшими росписями.

А вот из четвертой гробницы мы не выходили достаточно долго- великолепные рельефы по алебастру, фигуры  с мельчайшими деталями, прекрасными прическами и тонкими пальцами. Рельефы напомнили мне Пересеполис- появились нетипичные бородачи. Некоторые фигуры имели странный изгиб в позвоночнике и складки на животе,  что совершенно нетипично для египетского рисунка.

Последняя гробница- настоящий шедевр. На стене огромный рельеф  поминального обеда с яствами и парами, сидящими вокруг стола. У всех людей разные прически. Те понятно, не прически, а парики- древние египтяне брили головы налысо, и мужчины и женщины.  Центральные персонажи имеют четкую линию контура глаза. Если я правильно понимаю, техника исполнения была следующей- на стену наносили первый слой алебастра и выравнивали его. Делали рисунок, по необходимости с помощью темных смол наносили рельефный контур. Далее шел следующий слой алебастра. И вот по нему, еще влажному, и выполнял скульптор работу. Сам зал просто огромный. С восьмью колоннами в форме папируса.

Росписи и рельефы Долины Знати оказались намного ярче и эффектнее, чем я ожидала. Канечно, место расположения несравнимо с мистической Долиной Царей- гробницы выкопаны просто в скале с видом на Нил. Гробницы же фараонов спрятаны далеко и глубоко в скалах. Многие из них без лестниц просто недостижимы.

Долина Царей — место известное.

2 января людей там было не меньше, чем обычно- плотные ряды автобусов и огромные толпы туристов. В билет входят только три гробницы. На выбор. Тутанхамон и Рамсес 9 за дополнительную плату. При входе стоит интересная 3- х мерная модель Долины со всеми гробницами. Древние египтяне сделали невозможное- гора превратилась в муравейник с сетью подземных ходов и камер!

В Долине мы наблюдали удивительную картину- раскопки гробницы. Выглядело все как из добротного кинематографа. Человек 40 феллахов ковырялись в земле, медленно сгребали песок и камни в корзины, невероятно медленно взваливали их на головы и просто черепашьим шагом несли к машине. С небольших холмиков за рабочими наблюдали надсмотрщики с палками. Вроде, никого не били. Рабочие зыркали из под лобья на проходящих туристов.

После обильного возлияния, мы расстались с Иваном, а потом и с Федором. Последние ушли тупо спать в гостиницу.

А мы нашли небольшой, но очень интересный музей мумификации прямо на набережной возле Луксорского храма. В экспозиции представлено все- начиная от инструментов и смол, заканчивая мумиями ибиса, крокодила, бабуина и кошки. Сосудов для органов было четыре: с человеческой головой, обезьяньей, Анубиса и львиной. Все они стояли в специальной красивой коробке. Большая часть экспонатов найдена в оазисе Бахария. Есть даже половина черепа с внутренним наполнением льняными полосами и смолами! Египтолог доктор Заха Хуссейн мумифицировал утку. Выглядит, как из духовки- с золотой корочкой.

К вечеру мы дошли до Луксорского музея. Экспозиция выставлена очень стильно- темные стены, отдельные скульптуры, точечная подсветка. Немцы поработали. Может, где то и больше сокровищ Египта, но в Луксорском музее они абсолютно на своем месте.

И вот осталось нам добраться до вокзала и погрузиться в поезд.

Столичный поезд 85 отправлялся с 1- го пути в 10-30. Все во время. Чистые купе.  По два человека. Есть умывальник, мыло, махровые полотенца. Постели одна над другой. Их открывает персонально сам проводник и они уже застелены. В стоимость билета (60уе) входит ужин и завтрак. Вечером подали мясо, рис, йогурт. Спалось в поезде хорошо.

В Каир прибыли с опозданием в час. Нас, как это ни удивительно, встретили и даже вгрузились в микроавтобус.

Потом мы час искали наш отель «Арабские ночи». Он оказался рядом с очень  хорошим районом, рядом с хорошими гостиницами. Но, только рядом.

Везде совершенно ненормальное количество полиции.

Едем в аэропорт.

Удалось спрятать часть ручной клади и проникнуть в самолет со всем необходимым багажом.

На этом закончилась первая часть нашого путешествия.