Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания. ноябрь — 2010
Дата 22 Ноябрь 2010

Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Никогда никому не верьте!

Во- первых, в стране Басков все хорошо.
Во- вторых, они живут не бедно, а очень даже богато.
В третьих, музей Гуггенхайма нужно посетить.

В интернете музей Гуггенхайма вяло отмечен тремя звездочками. Отзывы о
музее посредственны, а об экспозиции просто ни одного доброго слова.
А зря!
Еще 17 лет назад вдоль берегов грязной речушки Nervion, протекающей
через Бильбао, ютились склады, грязные поломанные верфи. Тут и там
виднелись заиленные, болотистые заводи.  Река неспешно несла нечистоты
к океану. Ближе к океану на левом берегу стояли виллы.  Там раскинулся
город 19 века с садами и парками, полностью изолированный от старой
правобережной части рекой. Отдых на реке также был совершенно
невозможен- главная функция реки -  донести все необходимое до порта,
находящегося в устье. А порт был совсем не маленьким.  Итак,
архитектурного ансамбля и умиротворения в созерцании правобережного и
левобережного города, увы, не было… Как бы жили себе люди на разных
берегах и жила отдельно река…
Ничто не предвещало, что вскоре в город хлынут миллионы туристов.
В 1992 году  появился проект Ria 2000.
К концу тысячелетия набережная приобрела вид роскошного променада.
Cesar Pelli — человек, который любил город, возглавил проект по его
возрождению.  Через реку были перекинуты диковинные мосты, которые
сразу же стали предметом многочисленных фотосессий. самые удачные
фотографии сразу же перекочевали в тематические книги о шедеврах
градостроительства.


Один из мостов, белоснежный Zubi-Zuri  ( Santiago Calatrava,
архитектор из Валенсии) — изогнутая металлическая конструкция
параболической формы, одной своей крабьей ногой ступает на
набережную, а продолжением туловища улетает в современный небоскреб.
Мост пешеходный и вечером мы его перешли  по стеклянным светящимся
плитам. Жесткость конструкции придают белоснежные ванты, натянутые на
параболу. Живой оп- Арт!


Следующий мост составляет единую композицию с шедевром, возведенным
Frank Gehry — с музеем Гуггенхайма. Мост La Salve пешеходно-
автомобильный, тонкой стрелой пронесся над городом на высоте 120
метров и улетел над домами. Со стороны музея мост украшает арка
красного цвета  с бегущими лампами и кусок конструкции, явно
принадлежащий кораблю- музею. Пространственно, от музея к мосту ведет
лестница, в начале широкая, а потом резко сужающаяся и просто
взмывающая на высоту моста. Один из лучших видов на музей открывается
именно с этого моста.

Описать корабль — музей почти невозможно. Мне приходит в голову
кубический период Пикассо, когда он брал пространство и превращал его,
расчленяя, в нагромождение объемных геометрических фигур. «Гитара».
Frank Gehry сумел перенести все с листа бумаги на набережную.
Мы подошли к кораблю вечером. Он таинственно сверкал своей
космической обшивкой. Перед кораблем живет огромный паук. Скульптура.
Вокруг корабля раскинулся  водоем, в котором отражается весь мерцающий
свет. Часть корабля сделана из стекла- оно разломало пространство и
вместе со стальными оковами полетело ввысь.

Стекло блестит и
отражается в водоеме. Одна из опор корабля повторяет «Танцующий Дом» в
Праге. Архитектор один — Ф. Гери. Возле кормы из воды растет гирлянда
стальной икры. Все фонарики сверкают в гирлянде и  в воде. Все вместе
- нет слов от восхищенья!
переходим еще один мост- тиковый Pedro Aruppe, который упирается в ста-
ринное здание университета.


Мы переполнены эмоциями. Виды этой набережной приносят истинное
наслаждением.
Утром мы взглянули на все по другому. Пропало таинственное очарование
ночи, исчезла подсветка.
И набережная стала солнечно прекрасной с ее мостами и чудо- кораблем.
В утреннем свете обшивка корабля имела матово- молочный цвет.
Космический материал. Наверное, титан. Вода в водоеме дрожала от
ветерка и блики играли на корабле. Изломанные стекла бросали рваные
тени на корабль.

Музей плыл. Его окутывали пары легкого белого дыма.
Мы зашли в здание.
Бесполезно описывать то, что нужно увидеть.
Мы просто не могли выйти из музея! Помимо современных супер-
композиций, на третьем этаже были представлены Малые голландцы.  В
одном зале натюрморты, во втором — разное, а в третьем только Вермеер
Дельфтский. Одна картина. «Астроном». А больше и не нужно!
На первом этаже мы долго не могли выйти из железных лабиринтов Richard
Serra. Его гигантские спирали, овалы и волны были специально созданы
для нижнего зала музея. Каждая деталь весит десятки тонн.  Проект
обошелся в 16 млн евро и был исполнен на единственном заводе в
Берлине, способным воссоздать задумку автора.  Точность исполнения
такая же, как и немецкая пунктуальность. Интересно, что музей стал
владельцем данной экспозиции на 25 лет и имеет право перемещать ее
всего 4 раза. Экспозицию нужно обязательно посетить полностью. Когда мы
прошли большую часть спиралей и овалов то стали замечать улыбки на
лицах людей, которые двигались параллельно с нами.  На последнем
объекте равнодушных не осталось -лица светились от удовольствия!
На выходе — прекрасная коллекция книг и кафе на солнечной террасе.

Осталось несколько вопросов
- почему нет нигде  ни слова о фундаторе проекта Соломоне Гуггенхайме?
- почему нигде нет ни слова об архитекторе чудо — музея Франке Гери?

Примечание 1.
Архитекторы не получают Нобелевскую премию. Им вручают  Притцкеровскую
премию. Франк Гери ее получил.

Примечание 2.
Жаль, что наш город не участвует ни в какой программе — если так
быстро творятся чудеса ( всего 17 лет), мы могли бы еще успеть их
увидеть…

Прокомментировать