Как мы пытались взойти на Монт Блан (4808м). Швейцария-Франция. август — 2010
Дата 28 Август 2010

Монт Блан

Прежде, чем взойти на Монт Блан, нужно пройти небольшую акклиматизацию. Так нужно для организма, чтобы он не стал потом биться в конвульсиях на высоте. Впрочем, все равно будет. Может, правда, меньше.
Бриг ( Швейцария) — удобное место старта альпийских треккингов. Из долины Висп во все стороны расползаются тупиковые ущелья, в каждом из которых свои прекрасные горы, ледники и приюты.  Таким образом мы уже посетили долину Циналь, Туртман,  чуть в стороне осмотрели Алетчглетчер, неподалеку так же Церматт с Маттерхорном, Симплонский перевал и перевал Сент Бернар.
В этот раз автобус нас повез в сторону Саас Фе. Водитель, понятное дело, совершенно не знал, где нам нужно выходить. Мы вышли в Саас Грюнд. По ходу наблюдались деревянные домики минимум 400 летнего производства.  Нам нужен был подьемник до первой станции, чтобы потом дойти до приюта Weissmieshutte. Чуть поразмыслив, мы решили, что задача для нас слишком проста и , минуя подьемник, устремились вверх.
Итак. Подъем по высоте 1550 — 2680 м был преодолен за 3(!) часа. Что само по себе и недурно, учитывая километраж  в 9 км.
По дороге ели ягоды, обходили поляны маслят и кушали яблоки в компании с розовыми коровами. Все коровы были похожи на нашу собаку Тайду. И так же уморительно заглядывали в глаза.
Появились мармоты — огромные жирные то ли барсуки, то ли еще кто. Достаточно ленивые и не особо пугливые. Мех толстый, попа Толстая. Красавцы.
Приют с нарами в Weissmieshutte   удивил ценой -45 у.е. с человека за койку в общем ряду из 8 коек + завтрах. Да, Швейцария опять выбилась в лидеры по ценообразованию….Хорошо хоть место  на нижнем ярусе.
Мы не осчастливили хозяев поеданием обеда и выдвинулись на Хохсаас дальше. Еще чуть больше час-  и мы на 3070 м.
Неплохой результат для одного августовского дня 1500 м за четыре часа!
Увы, без Томаса мы лишены счастья передвигаться по ледникам и снегам — некому вязать узлы и страховать двух беспомощных баранов среди трещин… Поэтому мы в печали пронаблюдали за змейками, расползающимися по всем снеговым склонам.
Рости наверху в ресторане явно удалось. Нам посчастливилось съесть две порции, и салат, и суп, и сладкую булочку и много чая. Цены зверские.
Погода, как ей и положено в горах, испортилась. Стало холодно.
Я с трудом выклянчила чашку кипятка у хозяина домика и приняла душ. Во истину- Швейцарский достаток коренится в бережливости. Правда, у такого, наверное, зимой и снега то не выпросишь. В туалете даже обмылка не нашлось!
Замечу еще раз — за полноценных 90 уе в сутки без света, электричества, душа и с туалетом на три этажа ниже!

Потом, правда, выяснилось, что тут продают холодную и горячую воду. 1 и 3 уе соответсвенно.
Утро оказалось более туманным и с легким дождиком. Сразу отпало желание лезть вверх на соседнюю гору и проверять свою волю к победе раньше времени. Да и скудость завтрака не вдохнула в нас свежих сил.
Мы пошли в таинственный Алмагеленалп вдоль горы, на высоте 2400-2700 м. Шли долго. Пейзаж менялся, внизу жило ущелье, вверху белели горы, вдали маячило огромное облако.
Ближе к Алмагелю стали появляться люди. Тропка круто шла вниз и мы шли, мечтая о мясе.
В Алмагеле нужно было еще долго ждать автобус и мы пошли в Саас Фе. По дороге нас приютил чудный деревенский ресторан с неземными видами и ценами. Мясо было просто великолепным!
Саас Фе расположен, как и Цермат в тупиковой долине и , судя по всему, является очень видным курортом. Зимой и летом. Польемников достаточно  По городу ездят знакомые нам электромобили.
Итак, судя по всему, к походу мы слегка подготовились, пройдя 30 км,  поднявшись на 1500 м и спустившись на столько же за два дня.
Возле Брига был изыскан термальный источник с бурбулятором. В нем мы кисли 1,5 часа.
Потом пришел Томас с братом и долго нас пугали. Всем. Плохой погодой, закрытым поездом, отсутствием спальных мест, камнями, селями, бессонными ночами и отвратительными гадкими французами.
И вот, несмотря ни на что, мы едем в Лез Уш, Les Houches, который находится сразу за Шамони.
Дорога радовала бесконечно красивыми видами, скалолазами на отвесных стенках, а потом появился массив Монт Бланк и его набор Игл ( Aigue ).
Проезжая мимо подьемника на Аугю дю Миди, порадовались за людей — очередь на 3,5 часа.
В Лез Уше мы сели на подьмник, а потом червячный поезд нас должен был довезти до Гнезда Орла (2372м). С нашим счастьем, все получилось как всегда — у французов под ледником Бьонассе образовалось много воды. Последний раз такая оказия была лет 50 назад и закончилась плохо- ледник с водой прорвало и селем смело все вокруг. По причине ужаса от случившегося ранее, сегодня червяк не едет в нужную нам точку, а останавливается раньше на Col du Mt. Lachat (2055м). Обидно…
Еще нас подвел погодный интернет- обещали прохладу, а на улице стояла жара под 30.

Проведя два дня в тренировочных забегах, мы просто взлетели к Refugo de Tete Rousse (3167м), проделав за три часа более километра по высоте и не менее 6-8 км по очень сильно пересеченной местности.  Вокруг паслись дикие козы или бараны. людей совсем не боялись, но с рук ничего не брали.
Народ валом шел в том же направлении, что говорило о правдивости информации о перенаселенности рефуджей. Кстати, одна из них может одновременно разместить 74 человека, а вторая — 100, не считая лежащих на полу в кухне и по углам.

В рефудже Тет Рус нам выделили жирный угол возле окна на полу, два матраца и одеяла. Это было по-королевски! Вид из окна убивал  сразу!
Выпив ведро какао мы пошли втыкать на горы. Прямо перед нами стоял огромный каменный массив с несколькими кулуарами. По кулуарам периодически неслись с грохотом камни. В паузах в шлемах проносились перепуганные туристы. Именно тут нам нужно подниматься к следующему рефуджу Refuge du Gouter (3817м). Причем по первому плану нам туда нужно было на следующий день,  потом отдых, а ночью на штурм и дальше -как получится.
Все спутал прогноз погоды. На два дня он был чудный и теплый, а потом пообещали все страхи небесные и горные одновременно, включая грозу.
Итак, восхождение у нас перешло из 3-4 дневного похода в поход одних суток без сна….
Ужин подавали в три смены — иначе все желающие не помещались…
Завтрак был назначен на рано, на 1 час ночи.
Еда была прервана картиной заката, от которой Ивана, например, совсем заплющило…
Поспать не получилось — в короткий промежуток между ужином и завтраком, с 8ми вечера до 12-30 ночи, наша комната собиралась, кашляла, шуршала, говорила. Вонь  присутствовала постоянно. Еще мы бегали в туалет.
В 1-45 мы с Микаэлем при полной Луне, в тепле(!), выдвинули к рефуджу де Гутер. По высоте — чуть более 700 метров. Сразу впряглись в страховки и веревки, одели шлемы — встреча с кулуаром неизбежна. В этом месте регулярно кого то убивает. Тем более сейчас ночь. Подъем к рефуджу просто прямо вверх по камням. Чьи то заботливые руки в самых ужасных местах проложили стальные канаты. Кулуар в прямом смысле слова пробежали. Картина безрадостная — вскидываешь голову и где то бесконечно высоко над головой сверкает рефудж. Очень далеко.
Темп мы взяли олимпийский и положенные вертикальные метры протрусили за 2 часа. Небывалое достижение!
Пока было лунно, звездно и тепло.
В рефудже попили воды и, надев кошки, пошли на восхождение. Нам предстояло еще 5 часов и набор по высоте около 1000 метров. Причем в начале на гору Dome de Gouter  500 м, а потом на сам Монт Бланк еще 500 м по высоте. Рядом с рефуджей тучи палаток. Люди построили вокруг них защитные снежные стены, сами палатки вкопаны в снег.

Мы пошли в связке по леднику и стали подниматься вверх. Впереди и позади до горизонта тянулись змейки восходителей с фонариками. Много!
Внезапно видимость ухудшилась. Мы попали в пухлую тучу. Потом заморосило. Появился ветер. Чем выше мы шли, тем сильнее был ветер. Видимость упала до 5-7 метров. Потихоньку повалили назад народ. Все с одной и той же новостью — дальше Dome de Gouter с   Col du Dome  — сносит. Гид начал крепко нервничать.
Народ поворачивал все активнее. Связка из четверых выше нас вдруг упала и поехала вниз. Мы все втроем дружено прыгнули в сторону. Слава Богу, связка успела звтормозить…
Мы уже были почти на вершине Домо.  Выше нас оставались только поляки. Еще одни вышли на Кол и их оттуда сдуло ( об этом мы узнали позже). И тут у Ивана случился горный приступ — все по науке — голова, кашель, рвота. Дальнейшая ситуация даже не обсуждалась. Мы сразу повернули вниз. Уже наступил световой день и мы стали замечать многочисленные трещины неподалеку от тропы и склоны, улетающие в бесконечность вниз. Через  часа полтора пришли в Гуте. И тут облака вдруг стали подниматься. Через полчаса — настоящее чудо — ни одного облачка
на небе, но сильный ветер и холод. Люди из Гуте пошли на восхождение….

Итоги
Мы очень довольны и счастливы
Да, до вершины не дошли, ну и что?
В это же утро по нашему маршруту возле Кола заблудился гид с клиентами и выгребал по компасу
В это же утро с рефужа Космик ушли люди и двоих, гида и клиента убило ледником
К часу дня мы приползли к червячному поезду, проделав за сутки (  старт в 13 часов и финиш в 13 часов на следующий день) без сна и отдыха около 30 км и 2200 м вверх, а потом вниз опять 2200…
Устали….
Было хорошо, особенно кофе…