Фрэнк Ллойд Райт — краткий очерк . Прерия-стиль. Чикаго. США. август 2008
Дата 14 Март 2010

Фрэнк Ллойд Райт (1867 – 1959) значит для Америки ничуть не меньше, чем, например, Антонио Гауди для Испании или Кристофер Рен для Англии.

Этот человек творил на протяжении 70 лет и создал свой, совершенно неповторимый архитектурный стиль. Самое главное в его постройках было органическое слияние архитектуры и природного ландшафта.

Свое первое независимое бюро Райт открыл в Оак Парке, штат Иллинойс. Оак Парк расположен в 10 милях от Чикаго и туда ведет прямая линия скоростного поезда.

Именно в Оак Парке Райт построил свой дом и студию, здесь начал складываться его ни чем несравнимый «прерия»-стиль.

Одним из ярчайших примеров дома в стиле «прерий» является Роби-Хаус, построенный в 1910г для автомобильного магната Фредерика Роби. Дом этот был на момент постройки полностью инновационным.

Что же такое «прерия»-стиль?

«Прерия-стиль» — стиль, изобретенный Райтом и воплощенный им в многочисленных особняках и домах. Основными чертами стиля являются

-  полное органическое слияние архитектурного произведения  с окружающей средой ( интерьер и экстерьер)

-  использование натуральных материалов (соответствующих данной местности)

-  использование узкого длинного кирпича, изготовленного по спецзаказу (подобный кирпич использовали во времена Киевской Руси и его называли «плинфа»)

- «плоскостность» постройки, т.е. горизонтальность и вытянутость

- отсутствие архитектурной отделки

- ленточное остекление  (окна опоясывают дом со всех сторон)

- интегрированность в основное здание подсобных помещений, например,  гаража

- необычайная конструкция печных труб – очень широких

Во внутренней отделке Райт также был оригинален (на примере Роби-Хауса)

- все окна  и стеклянные двери имели витражное оформление, сделанное по эскизам самого Райта

- внутренние перегородки-стены не были завершены для придания помещениям прозрачности и воздушности

- Райт не использовал белый цвет для покраски внутренних помещений

- Райт обязательно продумывал многоплановый свет, как дневной, так и вечерний

- камин являлся основой домашнего уюта, но по конструкции он не доминировал, а «вписывался» во внутренний интерьер

- для своих домов Райт проектировал и собственноручно расставлял мебель, заказывал светильники и подготавливал узоры для ковров

- Райт любил встроенную мебель, которую, естественно, сам и проектировал

В 1910году Роби-Хаус стоил 5тыс американских долларов. Его владелец прожил в доме один год.

Идя по улице, Вы несомненно сразу выделите дома Райта.  Их невозможно не узнать. На территории Оак Парка их порядка 17. Первые дома, построенные Райтов вызывали насмешки местных жителей. Слишком необычны были формы этих построек. В те времена господствующим был викторианский стиль

Основне отличия домов в викторианском стиле от «прерия»-стиля

Викторианский стиль                                            «Прерия» — стиль

дом вытянут вверх                                             дом имеет вытянутую

горизонтальную форму

окна одиночные                                                  ленточное остекление

высокий фундамент                                            отсутствие видимого

фундамента

обыкновенная печная труба                              очень широкая печная труба

высокая двускатная крыша                                плоская крыша

орнаментация фасада                                          отсутствие орнаментации

фронтальный вход в дом                                    вход в дом незаметен

Но уже через некоторое время Райт был не только засыпан заказами, но у него появились последователи, работавшие в таком же стиле, например, Джон Берген, Чарльз Уайт и др.

Наследие Райта огромно. Он оставил после себя порядка 500 законченных построек и не менее 700 разработок. Постройки Райта разбросаны по всей Америке. Помимо Иллинойса, большое количество его работ в штате Аризона и в Калифорнии.

Прекрасным образцом творчества  Райта является музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Вершиной творчества Райта можно считать так называемый «Дом с водопадами», построенный для Эдгара Кауфмана в Пенсильвании (1925-1936).

Прокомментировать