Cordillera Huayhuash или треккинг по перуанским Андам. Перу. июнь 2009
Дата 13 Март 2010

Географы разделяют перуанские Анды на 20 Cordilleras или ледниковых горных цепей. Для лучшего понимания: Карапаты – название гор, Черногорский Хребет – область в Карпатах. Анды – горы Южной Америкики, Cordilleras – горный цепи в Андах.

Самая известная Cordillera Blanca, протяженностью 180 км. в департаменте Ancash с самой большой горой Huascaran (6768m), Эта гора также является второй по величине в Южной Америке после Аконкагуа. Иногда люди еще что-то слышали про CordilleraVilcanota с легендарной тропой инков.

Cordillera Huayhuash одинокий горный массив, иногда видимый из столицы департамента Ancash  города Huaraz.  Yarupaja (6634m) – третья по величине гора в Перу и высочайшая в бассейне Амазонки. И находится она именно в Cordillera Huayhuash. Также в Вайвоше есть 6 вершин более 6000м и более 15 вершин свыше 5400м. Этот высокогорный регион просто кишит птицами (более 26 видов), усеян озерами, в которых когда-то по приказу армейских развели форель и с тех пор никак истребить не могут (шутка). Самую большую летающую птицу Andean Condor  с размахом крыльев более 3х метров мы видели только в районе перевалов на высотах не менее 4700м.

В Cordillera Huayhuash 113 отдельных ледников. Самый длинный из них – 6км, а самый низкий находится на высоте 4150м. Снег аккумулируется на 5000м.

Слово Huayhuash  на языке кечуа по разным источникам означает или тип судна или подвид  грызуна – обитателя здешних мест.

Кстати, о гризунах. Мы пытались найти шиншиллу, популярного домашнего зверька, он же, ценный мех., но местные жители никак не могли взять в толк, что это за зверь. Наконец, наша гид вспомнила, что в Андах, но совсем в другом регионе, на очень больших высотах, можно шиншиллу встретить. Но, как она знает, крайне редко.

А самый распространенный зверек – вискача – смесь кроля, шиншиллы и белки светло-песочного цвета. Зверьки непуганые. Подпускали нас очень близко. Но, ниже 4500м мы их не встречали. Живут они между камей, как в альпийской горке.

Высокогорные селения состоят всего из нескольких домов.  Такие домики называются choraz. Сделаны они из камня и покрыты травой, очень плотной. Люди живут в этих домах только в зимний период. В основном —  для выпаса скота и подработки в туристических горных регионах. Многие еще подрабатывают как погонщики ослов (donkey driver). В домах нет электричества, основное топливо – сухой коровий помет. Условия жизни очень примитивные. Вокруг царит бедность и нищета.

Традиционное перуанское блюдо – пачаманка. Рецепт его несложен, но приготовление требует времени и навыков (см. МЕНЮ треккинга в Андах).

Вокруг массива Cordillera Huayhuash можно сделать полный круг за 11 – 15 дней. В общей сложности будет пройдено около 165 км. Этот маршрут был открыт совсем недавно – в 1993г. До этого, в горных районах было крайне неспокойно. Через Анды проходят основные наркотрассы. В горах было много террористов и горилласов.  После нескольких случаев нападений на туристов, Анды закрылись для треккеров и вот только 15 лет назад стали опять доступными.

Первое упоминание о массиве было сделано немецким географом W. Sievers в 1909г.  Высота Yerupaja была определена  экспедицией Американского Географического общества в 1927 г как 6632м, что всего на 2 м отличается от современных данных.

С 1936 года начались восхождения на массив (австрийской альпийское общество).

Yerupaja была покорена в 1950г американцами David Harrah and Jim Maxwell.

В 1979г француз Patrick Wallencant  съехал с западного склона Yerupaja 3 РАЗА!!!!( хотел быть уверенным в отснятых видеоматериалах). Угол съезда 60 градусов!

Вот и мы отправились в Cordillera Huayhuash. Только не на полный круг, а на реклаксирующие полкруга длинной 75 км за 8 дней.

Путешествие организовывала турфирма Peruvianandes. Я нашла ее случайно в интернете, и не пожалела.

Вначале на каком-то подобии самолета (всего 18 мест)  мы прилетели в Huaraz. Из аэропорта, прямо со взлетной полосы открывается один из лучших видов  Huascaran! От аэропорта до города минут 40 на такси. Сам городок раскинулся в большой долине и убегает вверх по склону. Очень хорошо, что наш отель располагался вверху – с его террасы открывался великолепный вид как на город, так и на Cordillera Вlanca. Такой вид, кстати, еще поискать в городе нужно!

Первые 2 дня мы совершали по окрестным горам акклиматизационные треки. Сам городок находится на 3300. А треки проходили на 3800 – 4500м.

Ну а на третий день я увидела как наш микроавтобус приятно загружается бесчисленными деревянными зелеными коробками с чем-то. Как потом выяснилось, почти все —  с провиантом…. И каким…..

Первый день мы почти все время ехали. Просто ехали по том, что дорогой можно назвать только условно. Лучше было по сторонам особо не смотреть. Дорога узкая, каменистая. Обрывается на сотни метров вертикально вниз. Конечно, без ограждений. Частенько попадались селения. Во всех селениях есть центральная площадь. Везде она называется одинаково. Как у нас раньше была площадь Ленина, так у них везде  Placa de Armas. Вдоль дорог пасутся ослики и свинки. Свинки на веревочках. Очень смешные и волосатые. Часто с целыми выводками маленьких свинушек. Пасут скот в основном женщины в красивых национальных одеждах – шерстяная кофточка, десяток разноцветных юбок колоколом и высоченный котелок на голове. Волосы у женщин заплетены в две длинные косы.

А ночевка была просто в чудном месте – рядом с заброшенным городом инков Huanuko Pampa. Место  в Перу известное, но не туристическое. На высокогорном плато (3700м) раскинулся обширный город, разоренный и заброшенный. И никто толком ничего про него не знает. Испанцы умели заметать следы…

Утром мы еще проехали вглубь Анд и прибыли  в городок Queropalca (3800). Далеко не все группы стартуют именно из этого места. Нам оно показалось очень удачным. В городке мы встретились с нашими осликами и их хозяином Сегундино. Сегундино оказался человеком ловким , быстрым и добрым. Он не связывал своим животным (5 осликов и 2 лошадки) на ночь ноги, за что и бывал наказан – ослы уходили в горы, а лошади вообще, неведомо куда. Утром мы наблюдали, как красиво Сегундино 2-3 часа бегает по горам на высоте 4100-4300 в поисках нашего транспорта! Обычно этого времени хватало, чтобы найти и пригнать непослушных для погрузки, а нам насладиться утренним шоу.

Первая ночевка в заповеднике была возле озера Carhuacocha (4200) с видом на Yerupaja, Siula Grande  и Jirishanca.  Все три горы – шеститысячники.  Очень красиво!

На следующий день мы совершили радиалку на перевал Siula Grande , откуда открывается незабываемый вид на озера и горы. Очень устали, еле волочили ноги и задыхались.

На четвертый день  мы выдвинулись к следующему озеру – Mitucocha. Дорога проходила между горами и на перевал, но гид Эдита решила показать нам более эффектную дорогу – ей это удалось во всех смыслах. Перевал оказался выше ожидаемого на 300м, дорога длиннее километров на 5, но виды открылись просто исключительно красивые! Кроме всего прочего, на перевале нас ожидал сюрприз – несметное количество аммонитов! Вернее, их отпечатков на черной породе, похожей на каменный уголь. Камни были огромные и неподъемные. А потом появилась стенка с вкраплениями останков древних ракушек-амонитов! Как в музее!

Когда мы спустились к озеру – ног не чувствовали. Зато возле озера мы были совершенно одни! Все туристы ушли в противоположную сторону на перевал Siula Grande . И это было приятно. После обеда традиционно пошел град, потом опять распогодилось. Ночью звезды просто светили нам в палатку.

Утром Сегундино отбегал за ослами по горам. Эдита опять решила показать нам чуть другую дорогу. На этот раз мы вроде даже сокращали путь.

Такого перевала я никогда не видела – последние 100м мы лезли по вертикальному сыпуну, а когда вылезли на 4800, оказалось, что перевал – щель, разрезанная в скале, шириной сантиметров 50!. Туда мы пролезли и оказались с другой стороны хребта! Настоящее игольное ушко! Перевал назывался Gasha Punta. Высота его по разным картам сильно колеблется ( +_100м.) Те, кто нанимает только погонщика ослов, к сожалению лишены возможности посмотреть этот чудо природы, т.к. ослики на этот перевал никогда не взойдут.

Ночевка в этот день была, пожалуй, в самом неинтересном и холодном месте.  Три долины сошлись, дорога, ветер, грузовики, таскающий руду из шахт. К сожалению, местная коммуна разрешила в этом регионе туристам останавливаться только в таком неподходящем месте. Увы…

Следующий день был длинным и красивым. Вначале мы долго ползли вверх по склону с люпинами. Перед нами стеной стояли белоснежные Анды. Потом с нами поравнялся погонщик, перегоняющий бычка и коровок на другое место. Вернее, он и бычок , каждый в меру своего интеллекта , думал, что он управляет стадом. Стадо гоняло по склону и мычало. Погонщик потел. Бычок топал ногами. Нам очень все нравилось. Вокруг появились заросли маленьких пушистых и колючих кактусов.

На перевале была связь. Сразу за перевалом мы уперлись в струю знакомую Yerupaja. Внизу появилось ярко-бирюзовое ледниковое озеро. Гид и повар Маюми именно тут вывалили нам свой картофельно-тунцовый пирог. Было вкусно и красиво.  Потом мы с большим трудом (от обжорства) дошли до лагеря возле озера Jahuacocha (4200). Пожалуй, это самое красивое и живописное из увиденных нами озер. Птиц – несметное количество. Озеро окружено реликтовыми деревьями, похожими на наш можжевельник. Из озера вытекает тонкая чистая река и с прозрачной водой, в которой плещется форель! И вот в такой красоте  мы и простояли 2 ночи! Мы, конечно, пробовали ловить рыбу. И даже словили 2 штучки. Но процесс был мучительным и долгим. Наша повариха взяла просто палку с крючком , стала и сразу выдернула из прозрачной воды пару рыбешек. Быстро и умело!

Кстати, кроме нас, рыбу ловили только местные. Американцы завистливо поглядывали. Но им Конституция не разрешает. А еще они даже повариху свою из Америки прихватили. Мало ли что – страна ведь неспокойная!

Вечером последнего дня нам готовили пачаманку (горшок в земле). Национальное перуанское блюдо. Восхитительно! Дерсу Узала позавидовал бы такой изобретательности. Чтобы не повторяться с описанием пачаманки (см МЕНЮ треккинга в Андах), скажу только, что пачаманку готовили только нам. И это было приятно!

В последний день у нас был долгий и трудный переход – порядка 16 км , вначале с набором 400метров, а потом спуском на 1200метров. В конце ног мы просто уже не чувствовали. По дороге можно было еще осмотреть стоянку древнего человека, но при мысли о том, что придется подняться на 20 метров, интерес к истории, а заодно и к археологии, пропал.

Мы спустились в город LLamak. Нас там ждал наш микроавтобус и мороженое в магазине.

По дороге мы встречали исключительно туристов из Америки, Канады, Австралии, Франции и Швеции. Было пару экземпляров из Норвегии и несколько человек из Израиля. Гид вспомнил, что русский был лет 5 назад, а про украинцев вообще ничего сказать не смог. Но где Украина – знает)))

Мы приехали «домой» в Huaraz. У нас был день отдыха перед восхождением на  Vallunaraju (5700). Его мы потратили на поездку в Chavin – город доинкской культуры – и плотное набивание желудков на улицах нашего города в честь Дня Отцов!

Поездка, точно, удалась!

И мы даже взошли на Vallunaraju (5700).!!