В Йемене все женщины ходят в черном. Сквозь узкую прорезь в платке за вами наблюдают любопытные глаза. Стоит поднять фотоаппарат и в ответ с земли поднимается камень. Камень, конечно, не всегда в руке, но отказ сфотографироваться следует в 99 случаях из 100. ( Один — это когда муж разрешает жене сфотографироваться. ) Зато сомнений, что пущенный камень , даже со 100 метров попадет точно в стекло автомобиля или вам в голову, ни у кого не возникает.
Женщина в Йемене не работает в общественных местах. Только дома. Зато дома почти никогда не работает муж.
Женщина закутана в черное с ног до головы. На руках обычно одеты черные перчатки. Иногда и глаз не видно – поверх черного одеяния накинута полупрозрачная черная шаль. И что можно увидеть из-за этих черных занавесок?
Женщина ходит за водой к источнику или водопроводу иногда за 10 км и возвращается с канистрой воды на голове. Но – это почти единственная легальная возможность пройти по улице и поговорить с соседками (наши предположения).
В Йемене девочка становится женой с 12 лет, хотя это и запрещено законом. Когда мы приехали, в местной англоязычной прессе обсуждалась смерть 12 летней матери во время родов…
Мусульманин может иметь четыре жены – ведь даже у стола четыре ножки! Только содержать он должен всех одинаково хорошо, а не одинаково плохо. Поэтому, в основном у йеменцев по одной жене.
За жену нужно заплатить деньги. Даже сейчас, в 2010 году. Отец невесты получает что-то типа 5000 долларов. Поэтому мечта каждого мужчины – бесплатная европейская жена. Она может быть даже второй – недорого, экономно и престижно.
Каждый год йеменская жена рожает ребенка. Поэтому, всего через пару лет население Йемена должно вырасти в 2 раза и составит 44 миллиона человек. Йеменцы – одна из самых молодых наций на земле.
Итак, все женщины в черном, лиц не видно, голосов почти не слышно, в общественных местах не бывают. Дискотека, кинотеатр, театр или вечеринка – научная фантастика в стиле Станислава Лема и Рея Бредбери. Как же знакомятся, как женятся?
РАССКАЗ №1.
Красива ли женщина можно узнать по глазам и по пяткам. Дальше в семью нужно заслать маму или сестру – они все дело и решат. Кстати , у многих женщин, ресницы длинные, как у верблюда.
РАССКАЗ №2.
Все решит мама. Посмотрит на девушку и посоветует сыну – вот эта хороша, ее и бери. Счастливец жену увидит на свадьбе.
РАССКАЗ №3.
Мы возвращались в город Таиз. Водитель Мухамед, родом из этих мест, приготовил жене подарок – пучок ката, который и было решено ей завезти. Тут-то нам и предложили заглянуть на женскую половину дома. Мы с радостью согласились .
Нас провели в большую комнату. Принесли каждой по чашке сока. Внезапно погас свет. Тут-же появился Мухамед с фонариком. Потом пришли его жена и дочери. Жена была одета в юбку и кофту, лицо и волосы открыты. Обычная женщина просто у себя дома. Мы познакомились. Женщина немного смущалась. Старшая дочка стыдливо пряталась. Младшие с любопытством нас рассматривали. Говорить особо было не о чем. Мы попрощались и пошли по машинам.
В машине я была буквально сметена шквалом вопросов. Первое, что интересовало Салеха (нашего водителя), действительно ли так красива жена Мухамеда, как он говорит. Ведь он, Салех, его друг, НИКОГДА не видел ее лица! Разумеется, я сказала, что она красавица.
Второй вопрос просто загнал меня в тупик – как выглядит дочь Мухамеда и на сколько она хороша? Ведь жена Салеха, родив ему четверых детей, уже отошла в мир иной. А Салеху только 28 лет! И он подумывает жениться второй раз. Девчонка 14-16 лет – то что нужно! Стало понятно, что свет в комнате перед появлением женщин дома Мухамеда пропал не сам по себе. И вообще, весь этот приезд оказался тонко продуманной операцией под кодовым названием “Будущая жена Салеха глазами иностранных туристок”.
Девочка действительно была милой и я с чистой совестью сказала, что она тоже красавица.
Салех помычал и сказал, что раз она нам понравилась, то он, наверное, на ней женится.
Своеобразно…
РАССКАЗ №4.
В аэропорту Саны нас встретил тощенький улыбчивый гид. Он сопровождал нас в офис и в ресторан. Из рук он не выпускал мобильный телефон и все время что-то там писал и читал. В какой-то момент гид застенчиво улыбнулся и сообщил, что переписывается со своей будущей женой. Прекрасно. Я поинтересовалась, видел ли он ее когда-то. О, да! В школе, много лет назад . Один раз! Надо полагать, это было в первом или во втором классе.
За чаем, гид вдруг стал совать мне в руки телефон с просьбой поговорить с его невестой. Трубка очень прилично защебетала по-английски. Я рассказала откуда мы, была приглашена в гости. И тут вдруг стало все ясно – последовал вопрос, как себя ведет и что делает будущий муж? Я рассказала, что он все время говорит о своей невесте и будущей свадьбе. Трубка счастливо охнула. Недоверчиво переспросила. Я все повторила. Будущий муж ответы слышал и от удовольствия даже раздулся. Когда разговор окончился, гид засыпал меня вопросами – как говорит по-английски его будущая жена? Какой у нее голос? Что еще она говорила? Точнее? Слово в слово, что сказала?
Оказывается, счастливец даже не слышал ее голоса… Хорошо хоть свадьба не за горами – 18 февраля. Этого года.
РАССКАЗ №5.
У нас был легкий треккинг в горах. Абдулла (разнообразие имен в арабском мире не велико – все мужчины или Абдуллы, или Мухамеды, или Салехи). Рассказывал про свою семью. Вот уже год, как он женатый мужчина. Ему повезло – будущая жена была сестрой друга и друг дал на нее посмотреть в дырочку в заборе! Теперь Абдулле уже 30. И ребеночек родился недавно. Да, своей жене он в школу запретил ходить. Не нужно обольщаться, она не учительница, она школьница. И школу закончить не успела. И уже никогда не закончит. Мечта Абдуллы – вторая жена, бесплатная, европейская. Но не сейчас, чуть позже. Сейчас, как он сказал, он очень любит свою школьницу!
К полудню местные базары напоминают ульи – в них свозят свежий кат. Туда же приходят покупатели. Все население торгуется. Потом кушает рис и мясо. Или просто рис с подливкой. Потом все одевают на рукоятку заткнутого за пояс кинжала (джамбия) кулечек с катом и начинается долгое жевание. Через 2 часа все мужское население Йемена сидит с оттопыренной щекой. Так они сидят и жуют, ходят и жуют, по-моему, спят и жуют. Абсолютно все – водители, торговцы, военные, полицейские, подростки. Уже нет в стране кофе, нет пряностей, нет овощей. В стране есть кат. И выращивают его для мужчин тоже женщины.